Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №47/2003

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Из опыта работы

Почему я выбрала эти учебники?

Окончание. Начало см. в № 46/2003

Учебник один, а профили разные.
«Химия-10» авторов Р.Г.Ивановой и А.А.Кавериной

Учебный материал учебника соответствует обязательному минимуму содержания обучения химии для полной средней школы базового уровня. В учебнике на основе обобщенного изложения темы, касающейся периодического закона и системы химических элементов, рассмотрены свойства металлов и их соединений, основные принципы промышленного получения важнейших неорганических веществ и в заключение дана подробная систематизированная характеристика свойств неорганических веществ на основе всех изученных теоретических представлений: об окислении и восстановлении, об ионных обменных реакциях, о зависимости свойств соединений элементов от их строения. Подробно обсуждаются в учебнике проблемы выбора и подготовки сырья, экологической чистоты производств и охраны окружающей среды от загрязнений.
Учебник доступен для всех учащихся. В нем 39 параграфов, занимающих 137 страниц, на которых довольно много рисунков (35), таблиц (5), схем (5). После каждого параграфа в учебнике есть вопросы и задания. Всего 277 (в среднем по 8 заданий и вопросов на каждый параграф). Кроме того, в конце книги помещены инструкции для проведения лабораторных опытов и практических работ (12 опытов), задачи экспериментального характера (30 задач).
При условии два часа в неделю на предмет «Химия» содержание учебника спокойно можно изучить, выделив достаточно времени для формирования разного рода умений применять знания: выполнять опыты, решать задачи расчетного и экспериментального характера, характеризовать свойства веществ на основе знания положения соответствующего химического элемента в периодической системе.
Знания и умения учащихся 10-го класса соответствуют предъявляемым требованиям на этом этапе обучения. Учебник может использоваться в классах, не ориентированных на какой-либо профиль, а также в классах гуманитарного и физико-математического профилей.
В нашей гимназии с учебником работают ученики физико-математических классов. Они находят в нем то, что им интересно. Например, ребята с первых страниц учебника узнают новую для них формулировку периодического закона, в которой встречается математический термин «функция», а затем сами объясняют смысл такой формулировки. Школьники отмечают линейные и периодические функции, закономерности в проявлении свойств химических элементов. Все числовые обозначения в таблице «Периодическая система химических элементов» приобретают для учащихся конкретный физический смысл.
В учебнике помещены графики и схемы, таблицы, показывающие связь свойств металлов и особенностей их кристаллических структур. Коррозия металлов, электролиз солей изучаются на основе знаний электрохимических процессов, действия гальванических элементов. Вопросы промышленного способа получения важнейших неорганических веществ привлекают внимание учащихся к общим технологическим принципам производства, в основе которых лежат физические законы.
Дети-гуманитарии, несомненно, обратят внимание на приведенные в учебнике определения общенаучных терминов «закон», «система», «обобщение», с пониманием воспримут этимологию названий некоторых химических элементов, происхождение терминов «аллотропия», «коррозия», «амфотерность», «изотопы» и др. Положительные эмоции вызывают приведенные в текстах параграфов и в заданиях литературно-художественные фрагменты из произведений М.В.Ломоносова, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, А.С.Пушкина, У.Шекспира и др. С интересом рассматривают дети и рисунки с изображениями художественных изделий из металлов и сплавов, украшающих жилища, площади городов, мосты. Подписи под портретами ученых подсказывают, в какие исторические отрезки времени они трудились, почему их заслуги были высоко оценены современниками.
В «Учительской газете» от 21 мая 2001 г. В.Мелешко опубликовал положительную рецензию на этот учебник под заголовком «Химия для гуманитариев? Просто и надежно». Этими словами – «просто и надежно» – можно охарактеризовать все учебники этих авторов.
Таким образом, учебник «Химия-10» может быть вполне надежным для дифференцированного подхода к учащимся. Этой же цели служит и приложение «Для любознательных», материал которого дает пищу для ума тех, кто особенно интересуется какими-либо аспектами химии: теорией (строение металлов, аллотропия олова, электрохимические потенциалы элементов), приложениями химии (о минералах, о свойствах и действии мыла, о комплексных соединениях и др.), историей химии, экологическими проблемами (как научились получать металлы, история химических производств, о защите окружающей среды от загрязнений).

«Химия-11» авторов
И.Н.Черткова и Р.Г.Ивановой

Учебник новый. Он – второй год в школе. Содержание его, безусловно, соответствует требованиям образовательного стандарта по химии базового уровня. Изучение по нему курса химии рассчитано на 2 часа в неделю.
В учебнике освещен курс органической химии. Сначала изучается теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, а затем в порядке усложнения состава дается характеристика строения и свойств веществ различных классов – углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений, рассматриваются синтетические полимеры и материалы на их основе.
Учебник доступен для всех учащихся. В нем 49 параграфов, изложенных на 182 страницах, на которых много рисунков (45), таблиц (10), схем (8). В учебнике есть инструкции к выполнению лабораторных опытов и практических работ (20 опытов), экспериментальных задач (34). После каждого параграфа имеется набор вопросов и заданий для отработки умений применять знания. Всего таких заданий 254. Среди них встречаются достаточно сложные (со «звездочкой»), на которые даны ответы в конце учебника.
Благодаря приложению «Для любознательных» этот учебник тоже может быть пригоден для дифференцированного обучения. Учащиеся, желающие изучить химию на повышенном уровне (углубленно), найдут в приложении материал, посвященный электронному строению органических веществ, гипотезе о гибридизации электронных орбиталей, о циклическом строении глюкозы, о строении нуклеиновых кислот и др. Те школьники, которые интересуются историей, могут узнать о первых шагах органической химии, о жизни и деятельности А.М.Бутлерова, о Л.К.Полинге. С прикладными аспектами химии школьники познакомятся, читая статьи о сладких углеводах, заменителях сахара, о синтетических моющих средствах. Освещены в приложении и экологические проблемы, связанные с получением полимеров и их использованием.

* * *

Все учебники 8–11-го классов обеспечены необходимыми пособиями: для учителя – «Уроки химии» (две книги – для 8–9-х и 10–11-х классов, авторы Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко); для учащихся – «Вопросы, упражнения и задания по химии» (две книги – для 8–9-х и 10–11-х классов, авторы Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко). Готовится к изданию, как известно из планов издательства «Просвещение», пособие для учителя «Эксперимент на уроках химии» (авторы Р.Г.Иванова, В.Н.Лаврова). Все учителя, которые выберут для своих учащихся эти учебники, не будут разочарованы.
В заключение хочу сказать, что, обучая детей по учебникам Ивановой и ее соавторов, учитель может решить многие вопросы, которые вызывают затруднения в работе в последние годы. В связи с сокращением учебного времени на освоение предмета контроль знаний учащихся не только по химии, но и по другим предметам в основном проводится письменно. Устные ответы учащихся у доски, краткие сообщения, доклады на уроке предельно сокращаются. Небольшие тексты параграфов, в которых содержательно, лаконично и доступно раскрывается тема, дают возможность учителю прямо на уроке акцентировать внимание на основных вопросах, разобрать с ребятами задания после параграфов и из пособий.
Диалог учеников с учителем не только способствует пониманию и хорошему усвоению учебного материала, но главное – постепенно возникают взаимодействие и многосторонние связи между учителем и учениками. Экономия времени на уроке позволяет школьникам систематически отвечать у доски устно, делать сообщения. У них вырабатывается умение грамотно выражать свои мысли. Появляется возможность работать над речью, в школьные годы понять, какое это великое искусство – владеть словом.
Мы проводим все лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные программой. Это способствует формированию у школьников умений точной, аккуратной и ответственной работы. Рациональное использование времени позволяет нам проводить повторно те или иные лабораторные и демонстрационные опыты для восстановления в памяти свойств веществ, изученных ранее. Многие демонстрационные опыты ученики проводят перед классом сами после предварительной подготовки с учителем.
Неторопливость на уроке дает учителю возможность работать творчески, интересно, вспомнить историю открытия изучаемого вещества и тот период времени, в котором происходили эти события.
Обязательно рассматриваем многочисленные рисунки, схемы, таблицы, которые находятся в нашем учебнике. С уважением и одобрением отношусь к зарисовкам в тетрадях, которые ребята делают во время урока и подготовки домашнего задания, т. к. рисунок развивает воображение. Графики и таблицы развивают умение обобщать, анализировать, делать выводы. Конкретный текст хорошо запоминается. Такой подход позволяет создать во время изучения темы целостную картину, доступную для восприятия и понимания, следовательно, развивать и воспитывать с помощью учебного предмета.
Мы проводим содержательные предметные интеграции, на которых стираются барьеры между отдельными учебными предметами. В этом учебном году исполняется 175 лет со дня рождения А.М.Бутлерова, 120 лет со дня рождения А.Е.Ферсмана, 170 лет со дня рождения А.П.Бородина и Д.И.Менделеева. На конференции, посвященные этим датам, вместе с учителями химии придут учителя географии, информатики, литературы, музыки, изобразительного искусства. Краткие сообщения подготовят и педагоги, и ученики 6–11-х классов.
Центральной в сообщениях учителей станет мысль о важности общего образования, которое так ярко проявлялось у великих ученых. Получить такое образование можно только в едином образовательном процессе, когда в сознании родителей, детей, учителей, административного аппарата не будет выделяться тот или иной предмет как «самый главный».
Создавая учебники, Иванова изначально не ставила своей целью передать информацию, которой владеет. Учебники ориентированы на ребенка, его реальные потребности и возможности с учетом учебного времени и информации, которую должен успешно освоить школьник. Углубленный курс химии может быть только в специализированных школах или классах, в которых отводится в три-четыре раза больше времени на изучение предмета.
Десятки лет Раиса Георгиевна Иванова верой и правдой служит учителю и ученику. Сколько необходимых пособий, в которых остро нуждался учитель, особенно в период реформирования школы, было создано ею! Кульминацией этой работы стали учебники для 8–11-х классов Ивановой и ее соавторов. Это умные учебники, которые дают школьникам фундаментальные знания в общеобразовательной школе, а учителю дают возможность выполнить главную задачу – помочь родителям вырастить здорового, грамотного, всесторонне развитого человека.

Л.В.МАХОВА,
заслуженный учитель, гимназия № 344
(Санкт-Петербург)

Рейтинг@Mail.ru