Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №40/2003

Ю.И.ПАХОМОВ

Cборник
практических работ
по химии

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37, 38, 39/2003

Практическая работа 16.
Ознакомление с коллекциями
видов топлива, природных силикатов,
стекла и изделий из него

Задание 1. Рассмотреть выданные образцы топлива и по внешнему виду назвать их. Какая из современных разновидностей топлива обладает наибольшей теплотворной способностью и одновременно наиболее экологически безопасна? Какой русский ученый разработал способ получения такого топлива, минуя дорогостоящие горные разработки, транспортировку, переработку в спецаппаратах и экологически опасные отходы?

Задание 2. Рассмотреть выданные образцы природных силикатов. Составить таблицу и отметить наблюдения. На этой основе назвать выданные минералы. Вследствие чего в природе образовались залежи песка и глины? Почва образовалась в результате биохимического разложения растительных и животных остатков? Что служит основой почвы? Привести пример разложения под действием воды и углекислого газа ортоклаза K2Al2Si6O16 (показать в форме оксидов), если кроме кремнезема и карбоната калия (поташа) при этом образуется глина каолинит Al2Si2O7•2Н2O. Какие из природных силикатов находят промышленное применение и где?

Задание 3. Рассмотреть выданные образцы стекла разных видов и стеклоизделия. Определить разновидности и пояснить, какие характерные свойства стекла использовались при изготовлении этих изделий. Какие реакции легли в основу получения обычного оконного стекла? Какие существуют отрасли силикатной промышленности и какими заводами и предприятиями она представлена в Приморском крае?

Практическая работа 17.
Получения оксида углерода(IV)
и изучение его свойств.
Угольная кислота и ее соли

Цели. Закрепить понятия о составе и структурах оксида углерода(IV), угольной кислоты, об их получении и свойствах.
Оборудование и реактивы. Стеклянная трубка, универсальный прибор для получения газов,
Г-образная газоотводная трубка, промывная склянка, санитарная склянка; в пронумерованных пробирках № 1–3 растворы Na2SO4, ZnCl2, K2CO3, СaCO3 (кусочки мела или мрамора), растворы BaCl2, HNO3, HCl, NaOH, Сa(OH)2 (известковая вода), синяя лакмусовая бумажка, набор индикаторов, Н2О (дистиллированная).

Оксиды углерода

Электроны в атоме углерода:

Невозбужденное состояние атома:

Возбужденное состояние атома:

Гибридные электронные орбитали в возбужденном атоме углерода:

 

Формулы оксидов углерода
Молекулярная Электронная Структурная

Cведения об углекислом газе

M(CO2) = 44 г/моль, VМ(CO2) = 22,4 л/моль (н. у.),

Dвозд (СО2) = 44/29 (тяжелее воздуха).

Бесцветный газ со слабокислым запахом и вкусом, = 1,98 г/л. В одном объеме воды (20 °C) растворяется 0,88 объема. При –78,515 °С и нормальном давлении, минуя жидкое состояние, затвердевает в снегообразную массу («сухой лед»). Жидкий CO2 образуется только под давлением 58,46•105 Па при 20 °С.
При содержании в воздухе 4% (по объему) оксид углерода(IV) вызывает болезненные явления, при концентрации больше 10% появляется удушье.
Этот газ – конечный продукт дыхания растений и животных, процессов горения, гниения и брожения. Образование СО2 – одна из стадий круговорота углерода в природе. В промышленности СО2 используется для производства «сухого льда», соды и экономически выгодного энергетического продукта – синтез-газа (H2 + CO).

Угольная кислота

Угольная кислота H2CO3 – слабая, двухосновная, способна образовывать два вида солей – средние (карбонаты) и кислые (гидрокарбонаты).

Получение:

Диссоциация:

При комнатной температуре равновесие диссоциации на 99% сдвинуто влево. Оксид СО2 энергично реагирует с сильными основаниями, основными и амфотерными оксидами, являясь солеобразующим кислотным оксидом. Наиболее активные металлы в атмосфере оксида углерода(IV) горят:

Большое значение в физиологическом и промышленном отношении имеет процесс

В других отношениях оксид углерода(IV) инертен.

Важнейшие карбонаты – сода Na2CO3, питьевая сода NaHCO3 и поташ K2CO3. Природные минералы – известняк CaCO3, доломит MgCO3•CaCO3, магнезит MgCO3, карбонаты марганца, цинка, свинца. Соли угольной кислоты, особенно гидрокарбонаты, нестабильны термически.

 

Порядок работы Задания Наблюдения и выводы
Поместить в пробирку-реактор несколько кусочков мела (мрамора), прилить немного разбавленной соляной кислоты.
Kонец газоотводной трубки вывести
в пробирку с 2–3 мл известковой воды и пропускать газообразный продукт
до помутнения жидкости в сборнике.

Вынуть конец газоотводной трубки,
промыть в дистиллированой воде,
поочередно ввести его в:
а) пробирку с 2–3 мл дистиллированной воды
с листочком синей лакмусовой бумажки
(или 2–3 каплями синего лакмуса);
б) пробирку с 2–3 мл разбавленного раствора
гидроксида натрия с несколькими каплями
спиртового раствора фенолфталеина;

Что происходит при действии сильной кислоты на мел (мрамор)? Почему? Написать уравнение реакции. Почему появляющееся сначала помутнение при последующем газировании исчезает? Объяснить уравнениями реакций, назвать продукты.
Что происходит при пропускании СО2 через дистиллированную воду?
Kак это доказать?
Kакие два продукта и при каких условиях должны образоваться при взаимодействии СО2 с раствором щелочи?
Уравнения реакций представить в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах

...

в) снова в пробирку с первоначально
полученным мутным раствором
(если поступление газа замедлилось или прекратилось, продувать через мутный раствор выдыхаемый воздух с помощью стеклянной трубочки)
 

...

Все три пробы данных растворов испытать универсальным индикатором на характер среды (шкала рН). Обосновать нахождение раствора карбоната. Проверить вторую пробу раствора предполагаемого карбоната добавлением к ней разбавленного раствора кислоты. Закрыть пробирку-реактор пробкой с Г-образной газоотводной трубкой, конец которой опустить в раствор известковой воды в пробирке-сборнике, смесь подогреть. Пробы двух других растворов испытать добавлением раствора щелочи при встряхивании. Наблюдать и обосновать
изменения в одной из пробирок при избытке щелочи. Оставшуюся пробу проверить раствором BaCl2 и раствором HNO3
В пробирках № 1–3 среди водных растворов сульфата натрия, хлорида цинка и карбоната калия распознать:
а) в какой пробирке находится раствор карбоната (привести два варианта решения и обосновать уравнениями проведенных реакций);
б) определить, раствор какой соли находится в двух остальных пробирках, выводы обосновать;
в) что же является характерной реакцией на карбонат-анион? Kакова должна быть среда (рН) водного раствора гидрокарбоната?
Объяснить противоречивость возможных выводов и обосновать правильный ответ.
Сделать общий вывод о нахождении определенных растворов солей
Определение по внешним признакам невозможно, т.к. …

Рейтинг@Mail.ru