Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №38/2003

КРИК ДУШИ

Учителя химии города Рубцовска Алтайского края обеспокоены и озабочены тем, что происходит в системе школьного образования. Оно просто разваливается. Это приведет к тому, что выпускник школы не сможет выдержать вступительный экзамен в вуз без помощи репетитора.
Советская школа славилась фундаментальными знаниями по естественно-научным предметам. Свидетельством тому служит то, что многие физики, химики, математики работают за рубежом. А там умеют ценить мозги и считать деньги. С началом перестройки начали перестраивать образование в школе. И вот результат: сокращение количества часов по физике, химии, математике на треть и как следствие этого – уменьшение объема знаний по этим предметам.
Учащиеся хуже стали усваивать предметы гуманитарного цикла. Эта закономерность объясняется просто. Ведь именно предметы естественно-научного цикла развивают мозг человека, делают его лабильным, податливым, развивают логику, мыслительные способности. Логика и мышление позволяют лучше усваивать предметы гуманитарного цикла, делать умозаключения, выводы, анализировать и синтезировать. Наконец, загруженность детей в школе отвлекает от улицы.
Программа усложняется, объем учебного материала увеличивается, а количество часов на освоение этого материала уменьшается. Поэтому учитель не имеет возможности отработать с учеником учебный материал до такой степени, чтобы знания стали умениями, а умения – навыками. Заинтересованные в будущем своего ребенка родители вынуждены нанимать репетиторов. Однако не каждая семья может себе это позволить. Наш город бедный. Градообразующие заводы не работают, зарплаты очень низкие. Не все родители могут оплатить услуги репетитора.
Может быть, пора остановиться и задуматься над тем, что же у нас происходит? Ведь во «времена застоя» дети, оканчивающие школу на «4» и «5», поступали без всяких проблем в высшие учебные заведения. Может быть, дело не только в учителе? Ведь в школе остались прежние преданные ей учителя. Скорее всего дело в учебниках и программах.
Мы считаем, что в государственной общеобразовательной школе Министерство образования должно в кратчайший срок и продуманно определиться с программами и учебниками. Для общеобразовательных классов должен быть единый учебник и единая программа. Должны быть рекомендованные учебники для углубленного изучения тех или иных предметов. По учебнику «Химия» под редакцией группы авторов – Л.С.Гузея, В.В.Сорокина и Р.П.Суровцевой – работать практически невозможно. Другие тоже не соответствуют требованиям программы и обязательному минимуму. Как быть? Помогите!

И.И.Чикалова,
Н.Г.Пахомова,
В.И.Шаповал,
В.И.Гусева,
Р.И.Кондратьева,
И.Г.Паксеева,
Н.А.Скоропупова
(г. Рубцовск, Алтайский край)

Дорогие читатели!

Предлагаем открыть дискуссию на страницах нашей газеты о достоинствах и недостатках существующих школьных учебников по химии. Что конкретно в учебнике вас не устраивает, а что кажется удачным? Постарайтесь, чтобы ваше мнение было обоснованным, предметным, опиралось на собственный педагогический опыт.
Хотелось бы, чтобы свое негативное или позитивное отношение к тексту учебника вы обосновывали на конкретных примерах и, возможно, предлагали свои собственные варианты изложения той или иной темы.
Может быть, конструктивный подход позволит выбрать наиболее подходящий учебник для общеобразовательной школы.

Редакция

Рейтинг@Mail.ru