Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №36/2003

Ю.И.ПАХОМОВ

Cборник
практических работ
по химии

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35/2003

Практическая работа 5.
Индикаторы (рН среды) и интервалы
их превращений. Гидролиз солей

Цели. Закрепить понятия о водородном показателе (рН) и индикаторах, характеризующих среду водных растворов, рассмотреть механизмы гидролиза ионов слабых электролитов.
Оборудование и реактивы. Шкала для определения рН от 1 до 10, санитарная склянка, спиртовка, спички. В пронумерованных склянках 1–3, 4–6, 7–9 – водные растворы кapбoнaтa нaтpия, сульфата мeди(II), нитрата калия (3 варианта); универсальный индикатор (бумага), растворы Na2S и AlCl3.
В дистиллированной воде при t = 22 °C [H+] = [OH], = 1,8•10–9. В 1 л воды содержится 55,5 моль H2O, поэтому молярная концентрация ионов [H+] = [OH] = 1,8•10–9•55,5 = 10–7 моль/л.
Ионное произведение воды KВ при 22 °С – постоянная величина:

рН = –lg [H+].

Гидролиз – процесс взаимодействия ионов соли с молекулами воды.
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, не гидролизуются. (Сильными основаниями и кислотами считают электролиты со степенью диссоциации > 0,3.) Если одно или оба исходных вещества (основание и кислота) – слабые электролиты, то соль гидролизуется.
Это можно представить схемой:

Чем слабее элeктpoлит, тем выше степень гидролиза.

Схема гидролиза катиона, которому соответствует слабое основание:

При ступенчатой диссоциации в первую очередь гидролизуются ионы по первой ступени:

Примеры записи реакций гидролиза:

Первая ступень гидролиза:

Вторая ступень гидролиза:

Al2(SO4)3 + 4H2O [Al(OH)2]2SO4 + 2H2SO4.

Третья ступень гидролиза не протекает:

Задание. Почему в таблице растворимости веществ нет сведений о таких соединениях, как сульфид, сульфит, карбонат и силикат алюминия? Ответ обосновать на примере Al2(CO3)3.

………………………………………………………………………………………....................………..

Практическая работа 6.
Решение экспериментальных задач
по теме
«Электролитическая диссоциация»

Цели. Обобщить материал по основным положениям теории электролитической диссоциации и генетической связи неорганических веществ.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, железный штатив с лапкой, держатель для пробирок, три штатива с химическими пробирками, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, санитарная склянка; набор индикаторов, алюминий, цинк (гранул.), железо (гвоздь), медь (стружки), соляная кислота, H2SO4 (конц.), растворы H2SO4, HNO3, NaOH, MgCl2, K2SO4, K3PO4, ZnCl2, CaCl2, H3PO4, KI, FeCl3, Na2CO3, AgNO3, Na2S, Pb(NO3)2, Na2SO3, CH3COONa, Zn(NO3)2, K2CO3, CuSO4, H2S, Cl2 (хлорная вода), BaCl2.


Практическая работа 7.
Получение и свойства озона

Цели. Закрепить понятия об аллотропических видоизменениях кислорода, их получении и сравнительной окислительной активности.
Оборудование и реактивы. На демонстрационном столе: прибор для получения кислорода, спиртовка, спички, озонатор, газометр, склянка Тищенко, индукционная катушка; H2O2, MnO2, H2SO4 (конц.), раствор индиго (лакмуса). На столах учащихся: cocyд с oxлaждaющeй смесью (вода или смесь хлорида натрия и льда), стеклянная палочка, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, лакмусовая бумага, фильтровальная бумага, штатив с пробирками, санитарная склянка; пероксид бария BaO2, H2SO4 (конц.), крахмальный клейстер, раствор йодида калия.
Для получения озона можно использовать нагревание 3 г персульфата аммония (NH4)2S2О8 с 15 мл концентрированной HNO3 = 1,4 г/мл).
Можно ограничиться демонстрационными опытами.

Атомарный кислород

Молекулярный кислород

При нормальных условиях кислород – бесцветное газообразное вещество, без вкуса и запаха, плохо растворимое в воде. По значению электроотрицательности и окислительной активности уступает только фтору. Энергия связей равна 495 кДж/моль (в H–O–O–H – 210 кДж/моль). Молекула О2 химически активна в обычных условиях.

Озон

Озон – бесцветное газообразное вещество с резким запахом свежести, в 1,5 раза тяжелее кислорода, лучше его растворим в воде и значительно активнее как окислитель, обесцвечивает красители вследствие распада по схеме:


Практическая работа 8.
Серная кислота

Цель. Закрепить знание свойств серной кислоты и ее окислительной активности в зависимости от концентрации раствора.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, газоотводная трубка-капилляр, держатель для пробирок, штатив с химическими пробирками, санитарная склянка; концентрированная H24 (для демонстрационного опыта), дистиллированная вода, раствор H2SO4, набор индикаторов, оксид цинка, карбонат кальция, цинк (гранулы), медь (стружки), хлорид бария (раствор), оксид магния, едкий натр (раствор).

В молекуле серной кислоты H24 cтепень окисления серы +6. Другие формы записи серной кислоты:

Серная кислота – бесцветная, тяжелая ( = 1,84 г/мл), нелетучая жидкость. Ассоциации между молекулами серной кислоты объясняются образованием между ними водородных связей:

Задание 1. Ответить на вопросы о серной кислоте.

Задание 2. Проверить опытным путем действие разбавленного раствора серной кислоты на предложенные для эксперимента вещества.


Задание 3. В растворы веществ MgSO4, ZnSO4 и Na2SO4, полученные в задании 2, и в раствор разбавлeннoй сepной кислоты помecтить по грануле цинка, а затем добавить несколько капель раствора хлорида бария.

Концентрированная серная кислота – сильный окислитель, способный при нагревании реагировать почти со всеми металлами и обугливать органические вещества, лишая их воды:

Задание 4. Наблюдать демонстрационный опыт обугливания концентрированной H2SO4 сахара и взаимодействие ее при нагревании с медными стружками. Последнее уравнение записать на основе электронного баланса в ионной форме.

……………………………………………………………………………................................………………….

Рейтинг@Mail.ru