Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №34/2003

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Соли аммония

Использование технологии
личностно-ориентированного обучения
на уроках химии

9 класс

Одно из современных направлений педагогического творчества – оптимизация учебно-воспитательного процесса и нормализация учебной нагрузки, которые можно реализовать через внедрение технологий личностно-ориентированного обучения. В основе таких технологий лежит методика преподавания, максимально приспособленная к индивидуальным особенностям учащихся.
Рассмотрим вариант такого урока, используя приемы личностно-ориентированного обучения.

Урок рассчитан на учащихся различной успеваемости:
уровень А – сильные ученики;
уровень В – средние ученики;
уровень С – слабые ученики.

Ход урока

В начале урока проводится дифференцированная проверка знаний учащихся с помощью графического диктанта.
Каждому ученику на стол выдается карточка № 1, в которой знаком «плюс» в соответствующей графе таблицы надо отметить, какое из перечисленных свойств характерно для азота, аммиака или является для них общим.

Карточка 1

После заполнения таблицы предлагается взаимо- или самопроверка. Критерии оценок написаны на доске. Этот диктант выполняют на карточках, которые состоят из двух экземпляров, между ними находится копировальная бумага.
После выполнения задания второй экземпляр отдают учителю, а первый остается для самопроверки.
Оценивая свои знания, дети отмечают, что нужно повторить.
Далее учитель переходит к новой теме.
Учитель. Элемент азот образует простое вещество – азот. Он входит в состав сложного вещества – аммиака. Молекула аммиака при соединении с протоном молекулы воды или кислоты образует катион аммония (NH4)+, который входит в состав гидроксида аммония. Назовите еще вещества, содержащие этот катион.
По ходу рассказа составляется схема:

Учитель. Возникла проблемная ситуация. Найдем эти вещества. Предлагаю игру «Третий лишний».

1) NO2, 1) HCl, 1) Na2SO4, 1) (NH4)2CO3,
2) CuO, 2) H2S, 2) (NH4)2SO4, 2) Ca(OH)2,
3) NH4Cl. 3) NH4NO3. 3) Fe(NO3)2. 3) NaOH.

   У каждого ученика на столе сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, соответствующие нумерации веществ в каждом столбике. Под руководством учителя рассматриваются вещества каждого столбика. Дети поднимают карточку с номером вещества, которое они считают лишним, объясняют причину его исключения. Учитель его подчеркивает. Затем обсуждается, с какими уже известными веществами имеют сходство подчеркнутые вещества.
Формулируется тема урока – «Соли аммония». Ребята записывают ее в тетрадь, выписывают соли в столбик.
Учитель предлагает взять на столе карточку 2 и познакомиться с планом урока.

Карточка 2

Состав солей аммония.
Названия.
Свойства.
Способы распознавания.

Учитель предлагает учащимся перевернуть карточку 2. Сообщает детям, что при успешной работе они справятся с заданиями самостоятельной работы в конце урока.
На обратной стороне карточки 2 – задания разного уровня, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Пример задания уровня С.

Составить формулу соли, образованной ионом аммония и кислотным остатком соляной кислоты. Назвать соль. Написать уравнение реакции, с помощью которого можно распознать эту соль.

Пример задания уровня А .

Составить формулу соли, образованной ионом аммония и кислотным остатком ортофосфорной кислоты (по первой ступени диссоциации), назвать соль. Написать уравнение реакции, с помощью которой можно распознать эту соль.

Учитель сообщает, что такие задания подобраны для каждого ученика. Уходя с урока, ученик, рассчитывая на свои знания, может взять карточку с домашним заданием из красного конверта – на оценку «5», из синего – «4», из черного – «3».

Учитель. Что общего в составе этих веществ:

NH4Cl, NH4NO3, (NH4)2SO4, (NH4)2CO3?

Учащиеся самостоятельно формулируют ответ.
Учитель. От чего зависит число ионов аммония? В общем виде можно записать формулы солей аммония так: (NH4)nR, где R – кислотный остаток.
Затем даются устные упражнения по составлению различных солей и краткие сведения о названии и составлении формул кислых солей (выступление сильного ученика).
Учитель обобщает изученный материал.
Учитель. Мы изучили состав солей, их названия. Что дальше по плану? Свойства солей. Какие реакции характерны для средних солей?
Ученик: Для средних солей характерны реакции диссоциации, взаимодействия с кислотами, основаниями и солями.
Учитель. Изучение свойств солей аммония по учебнику – самостоятельно. Для закрепления материала предлагается задание: Дописать уравнения и сделать вывод о свойствах солей.

1) NH4Cl ... ;
2) NH4NO3 + H2SO4 ... ;
3) (NH4)2CO3 + CaCl2 ... ;
4) NH4Cl + KOH ... .

Проверка задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе можно использовать методический прием «Я поставлю тому ученику “отлично”, который сможет объяснить условия протекания каждой из перечисленных реакций».
Учитель. Подумайте, какое из этих уравнений можно использовать для распознавания солей аммония.
Ученики, используя сигнальные карточки, отвечают на поставленный вопрос.
Учитель.Теперь проверим ваши выводы, проведя лабораторную работу.
Учащиеся работают в группах по четыре человека. Каждой группе предлагается определенный набор солей, а также инструкция по проведению лабораторной работы «Распознавание солей аммония».
Каждая группа отчитывается о своих исследованиях. Учитель делает обобщение: все соли аммония реагируют со щелочами, образуя аммиак, поэтому эта реакция качественная.
Затем обсуждаются способы, доказывающие выделение аммиака.
Учитель демонстрирует опыт «Разложения хлорида аммония».
Учитель. Опишите наблюдаемые явления и проведите аналогию с процессом возгонки йода (8-й класс). Явления сходны внешне, но будут ли они одинаковые по сути?
После обсуждения наблюдаемых явлений учащиеся приходят к выводу: различные по существу явления могут иметь одинаковое внешне проявление, поэтому важно разобраться именно в их сущности.
Учитель. Разложение при нагревании – особенность солей аммония, обусловленная составом и строением катиона, но состав аниона тоже влияет на этот процесс.
Учитель демонстрирует опыт: соединяет две стеклянные палочки, смоченные: одна – соляной кислотой, другая – нашатырным спиртом.
Затем учитель возвращается к схеме, составленной в начале урока, и вместо знака вопроса ставит Cl-(хлорид-ион) и предлагает самостоятельную работу. После ее выполнения учащиеся из конвертов выбирают задания для домашней работы. Следующий урок начинается с анализа этой самостоятельной домашней работы.

С.Н.ШЕСТЕРИКОВА,
заслуженный учитель РФ
(пос. Октябрьский, Рыбинский р-н,
Ярославская обл.)

Рейтинг@Mail.ru