Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2003

переписка с читателем

Разноуровневые варианты
контрольных работ

Решения и ответы

9 класс

Продолжение. См. № 18, 20/2003

Контрольная работа № 2.
Химия неметаллических элементов

Уровень А

ЗАДАНИЕ 1

Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения осуществимых химических реакций между следующими веществами.

Вариант I

а) H2SO4 + Zn 1-3.gif (62 bytes) ... ;
б) H2SO4 + BaCl2 1-3.gif (62 bytes) ... ;
в) СО2 + H2SO4 1-3.gif (62 bytes) ... ;
г) KOH + SO3 1-3.gif (62 bytes) ... .

Вариант II

а) HNO3 + Fe(OH)2 1-3.gif (62 bytes) ... ;
б) Ca(OH)2 + NH4Cl 1-3.gif (62 bytes) ... ;
в) NH3 + HNO3 1-3.gif (62 bytes) ... ;
г) HNO3 + H2SO4 1-3.gif (62 bytes) ... .

Вариант III

а) H3PO4 + NaOH 1-3.gif (62 bytes) ... ;
б) P2O5 + KOH 1-3.gif (62 bytes) ... ;
в) P2O5 + CO2 1-3.gif (62 bytes) ... ;
г) H3PO4 + CaO 1-3.gif (62 bytes) ... .

Вариант IV

а) Na2CO3 + HNO3 1-3.gif (62 bytes) ... ;
б) SiO2 + H2O 1-3.gif (62 bytes) ... ;
в) K2CO3 + CaCl2 1-3.gif (62 bytes) ... ;
г) Na2SiO3 + HCl 1-3.gif (62 bytes) ... .

ЗАДАНИЕ 2

Составьте схемы образования связи между атомами, укажите тип образовавшейся связи.

Вариант I

а) Na и F; б) H и Br.

Вариант II

а) H и I; б) K и Cl.

Вариант III

а) K и F; б) H и Br.

Вариант IV

а) Li и Br; б) H и F.

ЗАДАНИЕ 3

Дано уравнение обратимой химической реакции. Укажите, в какую сторону сместится химическое равновесие при изменении условий, и объясните почему.

Вариант I

2СО2 О2 + 2СО – Q.

а) Повышение температуры;
б) повышение давления.

Вариант II

H2 + I2 2HI – Q.

а) Понижение температуры;
б) понижение давления.

Вариант III

2СО + О2 2СО2 + Q.

а) Повышение температуры;
б) повышение давления.

Вариант IV

2HBr H2 + Br2Q.

а) Понижение температуры;
б) понижение давления.

ЗАДАНИЕ 4

Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия их проведения.

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

ЗАДАНИЕ 5

Решите задачу.

Вариант I

Определите количество вещества углекислого газа, выделившегося при взаимодействии 100 г известняка, содержащего 90% карбоната кальция, с соляной кислотой.

Вариант II

Определите, какое количество вещества сернистого газа образуется при обжиге 80 г самородной серы, содержащей 20% примесей.

Вариант III

Определите, какое количество вещества оксида азота(IV) получится при окислении 28 л оксида азота(II), содержащего 8% примесей.

Вариант IV

Определите, какое количество вещества аммиака можно получить из 134,4 л водорода, содержащего 5% примесей.

Уровень Б

ЗАДАНИЕ 1

С какими из перечисленных ниже веществ может реагировать раствор заданной кислоты? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения осуществимых химических реакций.

Вариант I

Серная кислота. Вещества: гидроксид калия (р-р), магний, хлорид бария (р-р), медь, гидроксид железа(III), оксид углерода(II).

Вариант II

Азотная кислота. Вещества: серная кислота (р-р), оксид меди(II), гидроксид алюминия, оксид углерода(IV), карбонат кальция, гидроксид натрия (р-р).

Вариант III

Фосфорная кислота. Вещества: гидроксид калия (р-р), оксид серы(VI), гидроксид кальция (р-р), хлорид натрия (р-р), карбонат калия (р-р), оксид кальция.

Вариант IV

Угольная кислота (раствор углекислого газа). Вещества: гидроксид бария (р-р), оксид кальция, вода, оксид кремния(IV), гидроксид калия (р-р), серная кислота (р-р).

ЗАДАНИЕ 2

Составьте схемы образования связи между атомами, укажите тип образовавшейся связи.

Вариант I

а) Водород и кислород;
б) кальций и селен.

Вариант II

а) Магний и сера;
б) водород и селен.

Вариант III

а) Водород и азот;
б) магний и кислород.

Вариант IV

а) Кальций и сера;
б) водород и фосфор.

ЗАДАНИЕ 3

Даны уравнения обратимых химических реакций. Укажите, в какую сторону сместится химическое равновесие при изменении условий, и объясните почему.

Вариант I

2СО2 О2 + 2СО – Q.

а) Повышение температуры;
б) повышение давления;
в) повышение концентрации О2;
г) понижение концентрации СО2.

Вариант II

H2 + I2 2HI – Q.

а) Понижение температуры;
б) понижение давления;
в) повышение концентрации Н2;
г) понижение концентрации HI.

Вариант III

2СО + О2 2СО2 + Q.

а) Повышение температуры;
б) повышение давления;
в) повышение концентрации CО2;
г) понижение концентрации О2.

Вариант IV

2HBr H2 + Br2Q.

а) Понижение температуры;
б) понижение давления;
в) повышение концентрации HBr;
г) понижение концентрации H2.

ЗАДАНИЕ 4

Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия их проведения.

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

ЗАДАНИЕ 5

Решите задачу.

Вариант I

Рассчитайте массу силиката натрия, полученного при сплавлении 90 г песка с содой, если массовая доля выхода равна 80% от теоретически возможного.

Вариант II

Рассчитайте массовую долю выхода продукта (в % от теоретически возможного), если из 72 г пирита было получено 70 г сернистого газа.

Вариант III

Определите массовую долю выхода продукта (в % от теоретически возможного), если из 92 г оксида азота(IV) было получено 120 г азотной кислоты.

Вариант IV

Найдите массу аммиака, который можно получить из смеси 20 г хлорида аммония с гидроксидом кальция, если массовая доля выхода равна 90% от теоретически возможного.

Уровень В

ЗАДАНИЕ 1

Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, возможных между следующими веществами.

Вариант I

Сульфат натрия (р-р), серная кислота (р-р), нитрат бария (р-р), гидроксид алюминия, алюминий, сульфит натрия (р-р).

Вариант II

Хлорид железа(III) (р-р), гидроксид калия (р-р), азотная кислота (р-р), оксид железа(II), фосфат натрия (р-р), гидроксид железа(III).

Вариант III

Фосфорная кислота (р-р), хлорид натрия (р-р), карбонат натрия (р-р), гидроксид бария (р-р), оксид меди(II), нитрат серебра (р-р).

Вариант IV

Оксид кремния(IV), карбонат натрия, соляная кислота (р-р), хлорид кальция (р-р), оксид углерода(IV), гидроксид меди(II), гидроксид натрия (р-р).

ЗАДАНИЕ 2

Составьте схемы образования связи между заданными атомами, укажите тип образовавшейся связи.

Вариант I

а) Кальций и фосфор;
б) азот и водород.

Вариант II

а) Магний и азот;
б) водород и фосфор.

Вариант III

а) Магний и фосфор;
б) Водород и селен.

Вариант IV

а) Кальций и азот;
б) водород и кислород.

ЗАДАНИЕ 3

Даны уравнения обратимых химических реакций. Укажите, в какую сторону сместится химическое равновесие при изменении условий, и объясните почему.

Вариант I

CaСО3 CaО + СО2Q.

а) Понижение давления;
б) понижение температуры;
в) введение катализатора;
г) повышение концентрации СаО;
д) понижение концентрации СаСО3.

Вариант II

4HNO3 4NO2 + O2 + 2H2O – Q.

а) Повышение давления;
б) понижение температуры;
в) повышение концентрации О2;
г) понижение концентрации HNO3;
д) введение катализатора.

Вариант III

4NО2 + О2 + 2H2O 4HNО3 + Q.

а) Понижение давления;
б) повышение температуры;
в) введение катализатора;
г) повышение концентрации О2;
д) понижение концентрации HNО3.

Вариант IV

СаО + СО2 СаСО3 + Q.

а) Повышение давления;
б) повышение температуры;
в) повышение концентрации CaO;
г) понижение концентрации CaCO3;
д) введение катализатора.

ЗАДАНИЕ 4

Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия их проведения.

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

ЗАДАНИЕ 5

Решите задачу.

Вариант I

Определите массовую долю выхода продукта (в % от теоретически возможного), если при сплавлении 50 г известняка, содержащего 10% примесей, с песком получилось 45 г силиката кальция.

Вариант II

Какая масса сернистого газа образуется при обжиге 80 г серного колчедана, содержащего 25% примесей, если массовая доля выхода продукта равна 90% от теоретически возможного?

Вариант III

Какова масса азотной кислоты, которую можно получить из 89,6 л оксида азота(IV), содержащего 5% примесей, если массовая доля выхода равна 80% от теоретически возможного?

Вариант IV

Определите массовую долю выхода продукта аммиака (в % от теоретически возможного), если при взаимодействии 50 г гидроксида натрия, содержащего 12% примесей, с хлоридом аммония было получено 15 г аммиака.

Е.А.ДУДКИНА,
учитель химии школы № 506
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru