Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2003

Преподавание курса неорганической химии с использованием технологии
модульного обучения

Несколько лет назад мы объединились в творческую группу, которая работала над изучением технологии модульного обучения. Первый год посвятили теоретическому изучению этой проблемы и всех статей, которые были напечатаны в методических журналах по разным предметам. Второй год работали над изменением программы курса неорганической химии и одновременно вводили модульное обучение в курс 8-го класса. Сейчас мы преподаем неорганическую химию по технологии модульного обучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. Предлагаем программу по химии, составленную на основе технологии модульного обучения, технологические карты с изложением требований по усвоению изучаемого материала, примеры модульных уроков. Надеемся, что наша работа заинтересует преподавателей химии.

Суть технологии модульного обучения состоит в том, что ученик учится самостоятельно, а учитель управляет его учебной деятельностью, т. е. организует, координирует, консультирует.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создает ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивает возможность дальнейшего успешного самообразования.
Принцип модульного обучения предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде отдельных блоков, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов. Из таких блоков состоит учебный курс по предмету.
Изучение химии по этой программе начинается с изучения составляющих вещества, таким образом познается взаимосвязанная система химических понятий в следующей последовательности: атом – молекула – вещество – химическая реакция – свойства неорганических веществ – их взаимосвязь.
Предлагаемая программа разработана на основе обязательного минимума содержания курса неорганической химии для 8–9-х классов основной общеобразовательной школы, имеет практическую и экологическую направленность. Использование блочно-модульной технологии привело к изменению традиционной структуры курса неорганической химии 8–9-х классов.
Учебный материал представлен в виде следующих блоков:

8 класс
«Введение», «Вещество», «Химические реакции», «Свойства основных классов неорганических веществ и генетическая связь между ними», «Количественные отношения в химии», «Химическое изучение окружающего нас мира»;

9 класс
«Повторение», «Основные закономерности химических реакций», «Теория электролитической диссоциации», «Неметаллы», «Металлы», «Химические производства. Химическая экология».

Критическая экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны и в Иркутской области, стала в значительной степени результатом экологической безграмотности и экологического невежества широких слоев населения. Исследование экологических проблем в науке и практике имеет междисциплинарный характер. Аналогичный (междисциплинарный) подход необходим при изучении школьной программы. Его можно реализовать в результате интеграции учебных дисциплин, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологической проблемы, или созданием специальных учебных предметов. Несмотря на определенные трудности, при разработке своей программы мы взяли за основу первый вариант.
В программе базовый курс химии рассматривается с позиции экологической проблематики, что способствует развитию естественно-научных знаний, полученных учащимися на уроках биологии, географии, а также приобщает их к видению химических аспектов экологии. В программе выделено два блока, посвященных изучению экологических вопросов. Один из них в программе 8-го класса – «Химическое изучение окружающего нас мира», в который вошло изучение таких важных вопросов, как кислород, воздух, вода. Рассматривается роль кислорода в жизни живых организмов; защитная роль озонового слоя; проблемы загрязнения воздуха; охрана атмосферного воздуха; роль воды в жизнедеятельности человека и других живых организмов; охрана водоемов; кроме того, отведены уроки на решение экологических задач. Данный блок предполагает широкое использование знаний, приобретенных учащимися на уроках естествознания, биологии, географии.
Другой блок в программе 9-го класса – «Химические производства. Химическая экология», в котором при изучении химических производств предполагается рассматривать не только сырье, товарную продукцию, но и производственные отходы, их воздействие на биосферу, а также пути уменьшения количества этих отходов, ликвидации загрязнений; предусматривается знакомство с такими понятиями, как «безотходные производства», «утилизация отходов», «замкнутые технологические циклы», «комплексное использование сырья».
Экологические вопросы затрагиваются в каждом блоке программы, например, в блоке «Свойства основных классов неорганических соединений» предлагается рассматривать использование оксидов, оснований, кислот и солей в быту; в блоке «Неметаллы» – экологические проблемы, связанные с применением минеральных удобрений; в блоке «Металлы» – биологическую роль металлов, токсичность свинца, ртути и их соединений, основные источники загрязнения ими окружающей среды и т. д.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности.
В процессе модульного обучения ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Ученик имеет инструкцию, в которой определены:

  • цель усвоения материала модуля;
  • где найти учебный материал;
  • как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.);
  • как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль).

По каждому блоку-модулю составляется технологическая карта изучения (см. приложение 1 (табл. 1–4)). Содержание учебного материала подбирается в соответствии с темой и дидактической целью, оно должно соответствовать принятому стандарту. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности и т. д. Объем учебного материала должен быть оптимальным, чтобы не перегружать учащихся.
Каждый модуль содержит блок входа и теоретический блок.
Блок входа (установочный урок). С его помощью осуществляется актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностический анализ и предварительная оценка способностей учащихся. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного блока-модуля. Наряду с этим тест снабжен соответствующим указателем, отсылающим к тому учебному материалу, знание которого необходимо для успешного выполнения данного теста.
Теоретический блок. Первый этап – лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. На втором этапе – проверка усвоения теоретических понятий. Переход к следующему этапу возможен только при 70%-м (по объему) усвоении знаний, понятий, т. к. он полностью посвящен самостоятельной учебной деятельности. Ученик с помощью учителя определяет необходимый ему уровень сложности усвоения знаний.
Учебные занятия с использованием модульной технологии могут быть двух видов.
Первый вид – самостоятельная учебная деятельность по усвоению новых знаний. Эти модули рассчитаны на полную самостоятельную проработку учебного материала учеником. Функция учителя в этом случае заключается в консультировании и координировании (см. приложение 2 (табл. 5, 6)).
Второй вид учебных занятий – с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель в зависимости от места урока в теме и типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор учебных элементов.
Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (У.Э.), с которыми ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику.
Т е к с т о в ы й У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Обычно такие У.Э. содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу и т. д.
Т а б л и ч н ы й У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. При работе с такими У.Э. ученик получает установки: определи, сравни, опиши.
И л л ю с т р а т и в н ы й У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе.
Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как с л о в е с н ы й, и г р о в о й, с м е ш а н н ы й.
Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, можно работать парами или группами.
Модули любого порядка включают контроль за усвоением и выполнением задания. В модульной технологии используют следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Самоконтроль осуществляется учеником; он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил и исправил свои ошибки, после этого он может проверить задание партнера. Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными.
Модульная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса. Она показывает, что традиционные дидактические подходы менее эффективны при усвоении учебного материала. В модульной технологии активный процесс обучения состоит из таких важных этапов, как принятие цели учеником, подготовка к восприятию нового, практическая учебная деятельность, анализ содержания, подведение итогов учения. Предлагаемая модульная система организации учебно-воспитательного процесса разрешает многие противоречия и проблемы современной школы за счет создания гибкой технологии с диагностируемыми целями, целостной структуры.
В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная программа предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого ученика необходимых умений и навыков к самообразованию.
Использование в преподавании технологии модульного обучения позволило повысить интерес к изучаемому предмету, ликвидировать перегрузку учащихся, сформировать умения и навыки самообразования, повысить результативность обучения.

Литература

Сенновский И.Б. Модульная технология в школе: анализ условий и результатов усвоения. М.: Новая школа, 1995;
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990;
Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения. Химия в школе, 1995, № 2, с. 12–18;
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.

Программа

курса химии базового уровня для 8–9 классов,
составленная на основе блочно-модульной технологии

Учебно-тематическое планирование

8 КЛАСС

(3 ч в неделю, всего 102 ч, из них 16 ч – резервное время)

Блок «Введение» (3 ч)

Предмет химии. Определение химии как науки. Роль химии в познании окружающего мира.
Демонстрации: не предусмотрены.
Лабораторные опыты: не предусмотрены.
Практические работы.

1) Изучение лабораторного оборудования. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (1 ч).
2) Приемы нагревания веществ (1 ч).

Блок «Вещество» (26–29 ч)

Вещества. Чистые вещества и смеси. Растворы как разновидности смесей. Массовая доля растворенного вещества.
Строение вещества. Атом. Молекула. Строение атома. Атомы как форма существования химических элементов. Знаки химических элементов. Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова и Д.Дальтона.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов в свете строения атома. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Характеристика отдельных химических элементов на основании положения в периодической системе и строения атома.
Электроотрицательность химических элементов. Степень окисления. Химическая связь. Ковалентная связь, ее образование. Полярная и неполярная ковалентные связи. Ионная связь.
Валентность. Составление химических формул по валентности. Определение валентности по формуле.
Простые и сложные вещества. Классификация сложных веществ. Состав, строение и названия оксидов, оснований, кислот, солей.

Демонстрации.

1) Образцы чистых веществ и смесей.
2) Разделение смесей с помощью магнита, делительной воронки, фильтрования.
3) Набор моделей атомов.

Лабораторные опыты.

1) Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (хлорид натрия, сахароза, алюминий, цинк, железо, медь, вода, сера).
2) Разделение смеси фильтрованием.
3) Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химических связей.
4) Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

Практические работы. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества и разделение раствора на компоненты (2 ч).

Блок «Химические реакции»
(37 ч, из них 7 ч – резервное время)

Физические и химические явления. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ (7–8 ч)
Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций, условия возникновения и течения реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Демонстрация. Примеры физических и химических явлений (на усмотрение учителя).
Лабораторные опыты.

1) Описание физических свойств вещества.
2) Примеры химических явлений по признакам реакций (на усмотрение учителя).

Практические работы: не предусмотрены.

Типы химических реакций (9–11 ч)

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена, окислительно-восстановительные. Окислитель, восстановитель. Реакции эндотермические и экзотермические. Тепловой эффект реакции.

Демонстрации.

1) Реакция соединения – окисление медной проволоки при нагревании.
2) Реакция разложения – нагревание гидроксида меди.
3) Реакция обмена – взаимодействие хлорида бария с серной кислотой.
4) Реакция окислительно-восстановительная – разложение бихромата аммония.
5) Реакция замещения – взаимодействие цинка с соляной кислотой.
6) Реакция экзотермическая – взаимодействие металла с кислотой.
7) Реакция эндотермическая – растворение нитрата аммония.

Лабораторные опыты.

Химические реакции, признаки и условия их протекания:
1) окисление медной проволоки при нагревании;
2) взаимодействие кислоты с металлом;
3) взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия;
4) разложение гидроксида меди.

Блок «Свойства основных классов
неорганических веществ и
генетическая связь между ними» (14–18 ч)

Классификация оксидов, оснований, кислот, солей. Свойства основных и кислотных оксидов. Способы получения оксидов. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами, солями. Правила работы с неорганическими веществами. Понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в растворимых основаниях. Способы получения оснований. Химические свойства солей. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Использование оксидов, оснований, кислот, солей в быту.

Демонстрации: не предусмотрены.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и способами получения оксидов, оснований, кислот, солей.
Практические работы.

1) Исследование свойств оксидов и оснований (1 ч).
2) Исследование свойств кислот и солей (1 ч).
3) Решение экспериментальных задач (1 ч).

Блок «Количественные отношения в химии»
(15–19 ч)

Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Расчетные задачи.

1) Вычисления по химической формуле, связанные с понятием «моль» и законом Авогадро.
2) Определение массовой доли элементов в соединении.
3) Вывод формулы вещества по данным химического анализа.
4) Расчеты по химическим уравнениям.
5) Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
6) Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.
7) Решение комбинированных задач.

Блок «Химическое изучение окружающего нас мира»
(12–14 ч)

(См. приложение 1, табл. 1)

Воздух. Основные компоненты воздуха. Постоянные (азот, кислород, аргон) и переменные (углекислый газ, водяной пар), случайные (примеси-загрязнения). Проблема разделения воздуха. Роль воздуха и его компонентов в природе и деятельности человека.
Кислород. Водород. Положение элементов в периодической системе химических элементов. Свойства и способы получения кислорода и водорода в лаборатории и промышленности. Сравнительная характеристика газов. Аллотропные модификации кислорода. Озон. Свойства озона. Применение кислорода и водорода.
Вода – оксид водорода. Физические и химические свойства воды. Вода – растворитель. Растворы. Растворение – физико-химический процесс. Проблемы очистки природных водоемов.

Демонстрации.

1) Получение кислорода.
2) Горение веществ на воздухе и в кислороде.
3) Получение водорода.
4) Взаимодействие воды с натрием, кальцием, железом, оксидом фосфора(V), оксидом кальция.

Лабораторные опыты: не предусмотрены.

Практические работы.

1) Получение кислорода и изучение его свойств.
2) Получение водорода и изучение его свойств.

9 КЛАСС

(3 ч в неделю, всего 102 ч, из них 6 ч – резервное время)

Блок «Повторение» (14–15 ч)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов. Характеристика химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная. Состав и характерные свойства основных классов неорганических соединений. Количественные отношения в химии. Моль – количество вещества. Молярная масса. Молярный объем. Закон Авогадро.
Лабораторные опыты: не предусмотрены.
Практические работы: не предусмотрены.
Расчетные задачи.

1) Вычисления по химической формуле, связанные с понятием «моль» и законом Авогадро.
2) Расчеты по химическим уравнениям.
3) Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
4) Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.
5) Решение комбинированных задач.

Блок «Основные закономерности химических реакций
(7 ч)

Скорость химических реакций (без вывода кинетического уравнения). Зависимость скорости химических реакций от природы, площади соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
Демонстрации.

1) Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от условий.
2) Опыты, отражающие смещение химического равновесия.

Лабораторные опыты. Изучение влияния условий на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисления скорости химической реакции.

Блок «Теория электролитической диссоциации»
(24–26 ч)

(См. приложение 1, табл. 3)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, щелочей, амфотерных гидроксидов и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей.

Демонстрации.

1) Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
2) Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты.

Лабораторные опыты.

1) Реакции обмена между растворами электролитов.
2) Химические свойства кислот.
3) Химические свойства солей.
4) Химические свойства оснований.

Практические работы. Решение экспериментальных задач (2 ч).
Творческие задания.

1) С.Аррениус – основатель теории электролитической диссоциации.
2) Конструирование прибора для обнаружения электрической проводимости.

Блок «Неметаллы» (25–26 ч)

Положение элементов-неметаллов в периодической системе химических элементов, строение атомов. Закономерности изменения неметаллических свойств в периодах (1–3) и группах (IV–VI) периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Состав и строение простых веществ неметаллов: серы, азота, кислорода, фосфора, углерода, кремния. Явление аллотропии неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора, углерода). Химические свойства простых веществ неметаллов.
Строение и свойства водородных соединений неметаллов. Изменение свойств водородных соединений в периодах. Химические свойства водородных соединений. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака. Восстановительные свойства. Взаимодействие с водой и кислотами. Образование иона аммония. Свойства водного раствора аммиака как основания.
Оксиды серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства оксидов: взаимодействие с водой, оксидами металлов, щелочами. Восстановительные свойства оксида углерода(II).
Кислородсодержащие кислоты. Общие свойства кислот как электролитов. Окислительные свойства азотной и концентрированной серной кислот.
Соли. Применение сульфатов, нитратов, фосфатов, карбонатов, силикатов. Соли аммония.
Минеральные удобрения. Простые и сложные. Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Влияние минеральных удобрений на рост растений. Экологические проблемы, связанные с применением минеральных удобрений.
Демонстрации.

1) Взаимодействие серы с металлом.
2) Горение фосфора в кислороде.
3) Получение кремниевой кислоты.
4) Окислительные свойства азотной и концентрированной серной кислот.

Лабораторные опыты.

1) Распознавание сульфат-ионов в растворе.
2) Взаимодействие солей аммония со щелочами.
3) Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
4) Распознавание карбонат-ионов.

Практические работы.

1) Получение аммиака и изучение свойств водного раствора аммиака.
2) Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств.
3) Экспериментальное решение задач.

Блок «Металлы» (16–17 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Отношение металлов к растворам кислот и солей. Понятие о коррозии и ее видах. Металлы I, II, III групп главных подгрупп. Сравнительная характеристика: физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, их применение. Металлы побочных подгрупп. Свойства d-элементов (железо, хром, марганец, ртуть, медь), особенности строения их атомов, свойства образованных ими простых веществ и соединений с различными степенями окисления атомов металлов. Биологическая роль металлов. Токсичность свинца, ртути и их соединений, основные источники загрязнения ими окружающей среды.

Демонстрации.

1) Образцы металлов.
2) Модели кристаллических решеток.
3) Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
4) Качественные реакции на ионы серебра, бария, железа, свинца.
5) Взаимодействие соединений хрома с кислотами и щелочами.
6) Получение оксида хрома(III) разложением дихромата аммония.

Лабораторные опыты.

1) Взаимодействие металлов с растворами солей.
2) Получение и исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия.

Практические работы.

1) Решение экспериментальных задач по теме «Металлы главных подгрупп I–III групп».
2) Решение экспериментальных задач по теме «Металлы побочных подгрупп (железо и его соединения)».

Творческие работы.

1) Аллотропия олова.
2) Редкоземельные металлы: их распространение в природе, роль в биологических процессах и технике.
3) Исторический очерк об алюминии и его природных соединениях.
4) Изготовление коллекции металлов и сплавов.

Блок «Химические производства.
Химическая экология» (10–11 ч)

Общие научные принципы химического производства. Понятие о химико-технологическом процессе. Понятие о системном подходе к организации химического производства; необходимость взаимосвязи экономических, экологических и технологических требований. Научные принципы организации и оптимизации производства в современных условиях. Понятие о взаимосвязи: сырье – химико-технологический процесс – продукт.
Основные направления развития химического производства. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты, аммиака (сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса).
Кремний как основа неживой природы. Силикаты и алюмосиликаты. Глина. Глинистые материалы. Каолин. Керамика. Фарфор. Майолика. Фаянс. Кирпич. Цемент. Бетон. Стекло. Физико-химические свойства и особенности применения материалов. Некоторые сведения об их производстве. Сравнение физико-химических процессов, происходящих при получении стекла и керамической массы. Производство керамических изделий в Иркутской области.
Химико-технологические основы получения металлов из руд. Доменное производство. Различные способы производства стали. Легированные стали. Электролитическое получение щелочных и щелочно-земельных металлов и алюминия. Производство алюминия в Иркутской области. Сплавы металлов: сферы применения, примеры сплавов с уникальными свойствами. Проблема рационального использования сырья.
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охрана окружающей среды. Комплексное использование химического сырья. Малоотходные производства. Утилизация отходов. Замкнутые технологические циклы. Безотходное производство. Особенности экологической обстановки региона.

Демонстрации.

1) Слайды «Общие понятия химической технологии».
2) Модели производственных аппаратов.
3) Модели сернокислотного производства и производства аммиака.
4) Коллекции «Минералы и горные породы», «Стекло», «Алюминий», «Чугун и сталь».

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Блок «Химическое изучение окружающего нас мира»
(12–14 ч)


Таблица 2

Требования к результатам усвоения учебного материала блока
«Химическое изучение окружающего нас мира»

Таблица 3

Блок «Теория электролитической диссоциации» (24 ч)

 

 

Таблица 4

Требования к результатам усвоения учебного материала блока
«Теория электролитической диссоциации»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 5

Модульный урок
«Окислительно-восстановительные реакции»

Таблица 6

Модульный урок «Физические и химические уравнения.
Материальный баланс химического уравнения»

5-9.gif (28612 bytes)

K.Г.ГЛАЗЫРИНА, учитель химии МОУ № 3,
А.А.КАНЦЕВА, учитель химии ОК № 8,
С.В.ТЕРПУГОВА, учитель химии МОУ № 15,
Л.М.ШИШЛЯННИКОВА, учитель химии МОУ № 17
(г. Ангарск, Иркутская обл.)

Рейтинг@Mail.ru