Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2003

переписка с читателем

Использование нетрадиционных
методов обучения на уроках химии

В наш экологически трудный век изучение химии в школе имеет два аспекта: изучение самого предмета и влияние химических производств на весь комплекс живой природы. Но как научить детей быть не только слушателями и созерцателями, как помочь им еще за школьной партой понять красоту окружающего мира, увидеть чудо в капле воды, взглянуть на мир глазами рачительного хозяина Земли?
Мне видится этот путь в пробуждении детского творчества. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Поэтому необходимо научить ребят взглянуть на изучаемый объект глазами творца. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы.
Мои сегодняшние восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества, т. к. материал у учителя накоплен и отработаны формы творческих работ. Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии». Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Педагогический опыт подсказывает, что наилучшего взаимопонимания можно достичь, когда перед учениками ставятся задачи из другой, известной им области.

  • Например, школьникам предлагается разгадать ребус. Показывая ребус детям (рис. 1), поясняю, что он придуман девочкой нашей школы, когда она была в их возрасте.
Рис. 1. Ребус «Техника безопасности»

Рис. 1. Ребус «Техника безопасности»

Ученики заинтересованно начинают его рассматривать, разгадывать, и вот... некоторые уже бегут ко мне, чтобы шепотом произнести на ушко свои ответы. Через несколько мгновений хором: «Содержи рабочий стол в чистоте».
Вопрос классу. Какое отношение имеет зашифрованная фраза к теме урока «Соблюдение техники безопасности на уроке химии»?

  • Далее знакомим ребят с «Инструкцией по технике безопасности», расположенной в кабинете и подписанной директором гимназии. После беседы открывается доска-книжка с набором букв, которые необходимо прочитать (рис. 2):
Рис. 2. Задание-лабиринт «Инструкция по технике безопасности»

Рис. 2. Задание-лабиринт
«Инструкция по технике безопасности»

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.
«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

  • Затем ученики получают следующее задание-лабиринт на дом, которое они, записывая, тут же начинают разгадывать (рис. 3):
Рис. 3. Задание-лабиринт на дом

Рис. 3. Задание-лабиринт на дом

Ответ. «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

  • В этот же день дети получают творческое домашнее задание: изобразить правило по технике безопасности на листе бумаги или в тетради.

Приведу один из примеров, который принес на следующий урок один из учеников (рис. 4). Он закодировал правило на шахматной доске. Прочесть его можно, если умеешь играть в шахматы. Итак, ходом ладьи, начиная с а8 на b8, обойдите всю доску (конечный пункт е3) так, чтобы расшифровать правило по технике безопасности. Должна получиться фраза: «На уроке химии проделывать посторонние опыты можно, только спросив учителя».

Рис. 4. Ребус «Ход ладьей»

Рис. 4. Ребус «Ход ладьей»

Дети с удовольствием решают химические кроссворды, ребусы, загадки, которые придумали сами. На уроках химии и во внеклассной работе я использую следующие элементы с химическим содержанием: буриме, химические песни, басни, связанные с экологией, спектакли. В итоге ребенок находится все время на уроке в атмосфере творческой игры, насыщенной научными понятиями, и незаметно для себя их усваивает.
Казалось бы, химия как предмет изучения далека от литературного творчества, но каким удивительным образом преломляются чисто химические понятия в сознании детей, когда перед ними ставится задача представить их в художественных образах или в роли литературных героев. Химические элементы при этом становятся добрыми или жадными, благородными или коварными, обретают человеческие характеры. Их взаимоотношения друг с другом и поступки утверждают лучшие качества человека, т. е. способствуют гуманизации обучения.
К примеру, изучается тип реакции разложения, и вдруг эта реакция «оживает»: малахит превращается в купца – рассматривается ожившая сказка «Как разложился купец Малахит».
Большие возможности для развития творческих способностей детей дает изучение одной из основных и труднейших тем – периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Наглядность, образность изложения трудной темы в занимательной форме позволяют детям легче понять и усвоить поставленные учителем задачи. Трудности восприятия сложного теоретического материала, его абстрагирование, невозможность заглянуть внутрь, понять периодическую систему и строение атома создают для многих проблемы и нелюбовь к предмету.
Смещение акцента при изучении темы от «надо запомнить, заучить» в плоскость «придумай, сотвори, ты это можешь» меняет подход к проблеме. Прогнозируемая неуспешность в учебе преобразуется в творческое решение. Результатом становится радость познания и удовлетворенность достигнутым.
Нашим творческим коллективом создана иллюстрированная учебная сказка по химии «Невероятное путешествие Водорода по таблице Д.И.Менделеева», которую мы считаем своего рода педагогической находкой. Такой подход поможет учителям химии при обучении предмету, а ребятам – без принуждения усвоить трудный теоретический раздел программы.
В сказке Водород – Ашка – в поисках друга встречается с такими химическими элементами, как гелий, азот, кислород, фосфор, знакомится со свойствами других химических элементов и их соединений. Сюжет сказки фантастичен, но в основе своей содержит вполне научные факты. В сказке в занимательной форме «оживают» химические элементы и образованные ими вещества. Химические элементы выступают в роли сказочных героев, им присущи как специфические свойства, так и человеческие черты. Легкий юмористический стиль повествования, образные рисунки хорошо отражают свойства химических элементов.
Хочется отметить, что эта учебная сказка получила признание детей, учителей, родителей, общественности. Первая ее часть награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР. В составе других творческих работ первая и вторая части были представлены мной в докладе на Советско-американской конференции учителей естественно-научных дисциплин в Москве. Создана третья часть учебной сказки (21 кадр), в ближайшее время будет завершена работа художника над третьей частью «Невероятного путешествия Водорода по таблице Д.И.Менделеева».
Большой интерес представляет «говорящая» периодическая система химических элементов, которая создана учениками гимназии № 91 г. Уфы. Особенность новой системы заключается в том, что по каждому элементу собран научный материал об использовании в различных областях. Придуманы и применяются условные обозначения специфических свойств элементов в составе простых и сложных веществ. Таблица зацепляет детский взгляд. Рассматривая ее, ребята вдруг открывают, что эту таблицу не надо запоминать, а наоборот, следует обращаться к ней за подсказкой.
На уроках и различных конкурсах мы используем разработанную в нашей гимназии интеллектуальную игру по периодической системе «Угадай элемент». Ученики отгадывают задуманный химический элемент с помощью вопросов о свойствах и нахождении его в природе и ответов «да» или «нет». Во время игры дети узнают много нового и стремятся к дальнейшему постижению неизвестного.
На один из уроков девочка принесла ребус (рис. 5), в котором она зашифровала значение химии среди других наук. Разгадать его нетрудно. Но как трогательно и прекрасно его содержание: «Химия — наука мира!»
Творческий ученик сидит за школьной партой и постигает азы химии, еще не зная, какую профессию он выберет в жизни: врача или юриста, педагога или экономиста, летчика или артиста... Но с уверенностью можно сказать, что в любой области он будет неравнодушным человеком с активной жизненной позицией, человеком-созидателем.

Рис. 5. Ребус "Значение химии"

Рис. 5. Ребус "Значение химии"

Однажды я прочитала замечательные стихи и подумала, что они адресованы нам, учителям, любящим поучать и морализировать на уроках, независимо от того, какой предмет мы преподаем. Вот эти стихи:

Мы с вами книги детские видали,
Пробитые насквозь гвоздем морали.
От этих дидактических гвоздей
Нередко сохнут книжки для детей...
Мораль нужна, но прибивать не надо
Ее гвоздем к живым деревьям сада.
К живым страницам детских новостей.
Мораль нужна. Но никаких гвоздей!

Так и мы, без «гвоздей», стараемся заинтересовать, а не заставить. Почти половина курса химии изучается с помощью нетрадиционных методов, с привлечением игровых форм, что значительно повышает интерес к предмету. Некоторые из представленных материалов опубликованы в журналах «Учитель Башкортостана», «Учительской газете», доложены на российских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Уфе.

Х.З.ЯКУПОВА,
учитель химии гимназии № 91,
соросовский учитель (г. Уфа)

Рейтинг@Mail.ru