Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2003

переписка с читателем

Клуб веселых и
находчивых химиков

Урок-игра

Оформление зала. Газеты, выполненные ребятами; шарики, на которых написаны химические формулы; плакаты:

«В природе ничего другого нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых».

(С.Щипачев)

 

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие...
Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,
везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

(М.В.Ломоносов)

План проведения игры.

1. Разделить болельщиков и объявить правила поведения.
2. Выбрать и представить жюри.
3. Приглашение команд (оценивается внешний вид, эмблемы, девиз, выступление).
4. Приветствия команд.
5. Конкурс «Разминка».
6. Конкурс болельщиков «Берегите воду». (По четыре болельщика от команды отправляются в другой кабинет с бумагой и фломастерами.)
7. Конкурс капитанов.
8. Конкурс «Дальше, дальше...».
9. Путешествие с приключением.
10. Домашнее задание.
11. Прощание команд.
12. Подведение итогов и награждение.

ХОД ИГРЫ

Приветствия команд

Приветствие команды 11-го класса «Ион».
(Все участники команды «Ион» декламируют хором.)

Мы – 11-й, мы – ионы.
Таких, как мы, ребят – миллионы.

Наш девиз: «Все знать, изведать, испытать».

Команде «Айсберг» – наш привет
И пожеланья наилучшие,
Но в состязаниях и в борьбе
Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече
Активными, как натрий, быть,
Своими шутками веселыми
Присутствующих рассмешить...

Если б я был в жюри
И судить бы мог,
Уверяю, друзья,
Был бы я не строг...

Дорогой наш болельщик,
Мы попросим тебя,
Поболей хоть немножко
За нас и за себя.

Соперники, вас просим, не грустите,
И нос вам вешать нынче ни к чему.
На КВНе всем смеяться надо.
Кто не смеется – проигрыш тому!

Приветствие команды 10-го класса «Айсберг».

Наш девиз:
«Своими горячими сердцами
Мы растопим все льды в океане!»

Сегодня мы пришли на КВН
Сразиться с вами.
Кому-то повезет, а может быть, и нет,
Пока еще мы этого не знаем.
Но точно знаем:
Кто химию знает на «5»,
Тем не придется здесь оружие сдавать.
В начале этого сражения,
Где кроме знания оружья нет,
Мы посылаем вам наш мирный
Атомный привет!

Пусть бой наш будет самым мирным в мире,
И победившим станет тот,
Кто будет самым остроумным
И без потерь до финиша дойдет!
Чтоб вы, жюри, нейтральны были,
Могли по праву рассудить
И приз сильнейшим присудить,
Дарим вам нейтральную среду,
Щелочь и кислоту!
А вы, болельщики, крепитесь,
Где нужно, поддержите нас!
И наша в КВН победа
Пусть будет радостью для вас!

Конкурс «Разминка»

Задание команде «Айсберг». Встаньте так, как расположены элементы 2-го и 3-го периодов в периодической системе Менделеева. Назовите по два элемента из этих периодов.
Задание команде «Ион». «Она родилась в волшебной стране – химической лаборатории. Ее папа, оксид азота, был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий Хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной по имени Вода. При их смешивании появилось новое бесцветное вещество-существо. Когда к нему прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка». Назовите ее имя. (Азотная кислота.)

Конкурс болельщиков
Берегите воду»

Задание 1. Написать или нарисовать плакаты-заповеди на тему «Берегите воду».
Задание 2. Вспомнить и пропеть песни, где упоминается вода.

Конкурс капитанов

Капитаны выходят к доске, пожимают руки друг другу.

Задание 1. С закрытыми глазами капитаны на доске под диктовку ведущего пишут уравнения реакций.
Задание 2 (конкурс на внимание). На двух лотках находится химическая посуда. Рассмотрите и запомните ее. После этого ведущий убирает с лотка один предмет. Капитаны должны определить, какого предмета не хватает.

Конкурс «Дальше, дальше...»

За 3 мин надо успеть выслушать вопросы и ответить на них. Ведущий переходит к следующему вопросу после ответа команды. В том случае, если ответа нет, капитан говорит: «Дальше».

Вопросы команде «Ион».

1. Что видно, когда ничего не видно?
(Туман.)
2. Почему плавает лед?
(Лед легче воды.)
3. Каким химическим элементом богата цветная капуста?
(Магний.)
4. Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента VIII группы?
(Неон.)
5. Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции.
(Коэффициент.)
6. Название типа реакции, в результате которой из двух простых веществ образуется одно сложное.
(Соединение.)

Вопросы команде «Айсберг».

1. Приходил – стучал по крышам, уходил – никто не слышал.
(Дождь.)
2. Почему при снегопаде наблюдается потепление?
(Снеговые облака как покрывалом укутывают Землю и сохраняют ее тепло.)
3. Недостаток какого элемента приводит к кариесу зубов?
(Фтор.)
4. Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, которое обозначает название гор, являющихся границей между Европой и Азией?
(Уран.)
5. Явление, сопровождающееся выделением теплоты и света.
(Горение.)
6. Вещества, водные растворы которых проводят электрический ток.
(Электролиты.)

Рекламная пауза (о Лакмусе под фонограмму).

Урок химии был на праздник не похож,
Был он скучным, бесцветным, безрадостным,
Пока мы не узнали ЛАКМУС!
Лакмус – это просто веселье,
Лакмус – всем поднимет настроенье,
Лакмус – это радостный цвет,
Лакмус – индикатор для всех!
Самый яркий и самый лучший – ЛАКМУС!

Путешествие с приключением

Приготовить две сумки с химическим оборудованием, в каждой – 2 чистых стакана, 1 бутылка с водой, фильтры, загрязненная соль в баночке – смесь с речным песком, спички, сухое горючее, выпаривательная чашка на подставке, сетка асбестовая, чашка для сухого горючего, ложка чайная, баночка для чистой соли.

Обе команды «отправляются в путешествие».

Задание 1. Рассыпалась соль и смешалась с песком. Как ее очистить?
Задание 2. Кто быстрее перенесет воду из одного стакана в другой по чайной ложке. После выполнения задания измерить мерным цилиндром объем воды в стакане, у кого больше.
Секунданты наблюдают за выполнением работ.
Пока команды очищают соль, проводится игра с болельщиками.

Задание. Назвать как можно больше образных выражений, в которых упоминаются названия химических элементов. Например: железные мускулы, железная воля, железная леди, золотое сердце, медный грош...

Домашнее задание

Занимательные опыты команды «Ион».

Опыт 1.

В чудесах химических очень я остер,
Без огня, без спичек разведу костер,
Наложу лучинок-дров, миг – и мой
костер готов.
Возьму в руки ватку, спиртом намочу,
На костер им капну: гори, раз я хочу!

На дно большой фарфоровой чашки насыпают немного (полнаперстка) растертого в порошок перманганата калия и приливают несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит реакция с выделением озона. Накрывают смесь сухими древесными стружками. Между пальцами рук помещают тампончик ваты, обильно смоченный спиртом. Если протянуть руки над чашкой, произнеся слова-заклинания, и незаметно сжать пальцы, капли спирта упадут на смесь, она воспламенится и подожжет стружки. Этиловый спирт воспламеняется в атмосфере озона.

Я открою свой секрет:
Никакой тут тайны нет,
Под костром припрятал здесь
Зажигательную смесь.
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Опыт 2.

Вот еще одно развлечение:
кто руку даст на отсечение?
Жалко руку на отсечение?
Тогда нужен больной для лечения.

(Приглашают болельщика.)

– Оперируем без боли,
Правда, будет много крови,
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
– Один момент.
(Подает йод.)
– Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент.
(Делает «разрез» ножом, «течет кровь».)
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку,
От разреза – ни следа.

Рану вытирают «несгораемым платочком». Платочек пропитывают силикатом натрия, высушивают и аккуратно складывают для демонстрации. «Несгораемый платочек» обливают спиртом и поджигают. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная силикатом натрия, остается невредимой.

Занимательные опыты команды «Айсберг».

Опыт 1. Приготовить смесь сахара и соды в соотношении 1:3. Перемешать. Сделать горку из песка, в углубление насыпать смесь соды и сахара. Все облить спиртом.

Я еще не то умею:
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие, от страха не заплачете?
Не боитесь? Ну, смотрите!

(Поджигает горку, облитую спиртом.)
Не все сразу, подождите.
Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть.
Спирт горит и выделяет очень много теплоты.
Соду жаром разлагает он до углекислоты,
Она обугливает сахар – вот откуда чернота.
Пузырьками раздувает сахар эта углекислота.
Все понятно, ясно тут, змеи отчего ползут.
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Опыт 2. Готовят модель «вулкана»: бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают горкой в фарфоровую чашку и добавляют 5 капель спирта.

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ.
Ночью или утром рано спали горожане.
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и под пеплом погиб город славный.
Покажу вам, как умею, гибель города Помпеи.

Показывают опыт «Вулкан» – разложение бихромата аммония, которое начинается при поджигании спирта, смачивающего кристаллы. Процесс сопровождается изменением окраски (с оранжевой на зеленую), вспучиванием и разбрасыванием порошка образующегося продукта Cr2O3 (из-за выделения газа N2 и паров воды), а также искристым пламенем. Уравнение реакции:

(NH4)2Cr2O7 = N2­ + 2H2O­ + Cr2O3.

Опыт 3. Я великий маг и волшебник Дайсам-Ибн-Ибрагим. Я постиг секреты колдовства в пустыне Магриба. Покажу вам доселе невиданное: из воды будет идти дым и огонь. Я все могу! Я Великий Дайсам-Ибн-Ибрагим! (Трет пробирку с парафином и проводит опыт. Читает «заклинание».)
На стул ставят ведро с водой. Кипящий парафин из пробирки выливают тонкой струйкой в воду. Парафин вспыхивает и сгорает ярким пламенем.

Прощание команд

Команда «Ион».

Вот – химический пирог.
В нем начинка – углерод,
Кислород, азот, белки,
Все гидриды и жиры.
А начинка – химикат,
Приготовлена на новый лад.
Взяли медное ведро,
Подключили ток в него.
А потом туда бросали:
Чьи-то старые сандалии
И картошечки немножко,
Шелухи четыре ложки.
Сахар тоже прибавляли
И свинцовым называли.
Потом залили все водой
И азотной кислотой.
Фильтровали восемь раз.
Угощайтесь, просим вас!
(Хором.)

Команда «Айсберг».

А запить мы приготовили газированной воды –
Для очистки всех желудков и для бодрости души.
Рецепт воды такой:
Кислота плюс сахар, сода.
Все разбавлено водой,
И напиток наш готов.
Но какую кислоту буду лить я в воду ту?
Тот ответ будет резонным, кто назвал ее

лимонной!

Команды преподносят жюри пирог и бутылку минеральной воды.
Все участники поют гимн химиков.

Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш КВН химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:

Все выше, выше и выше
К вершинам наук мы идем.
Когда мы все школу закончим,
Смелее по жизни пойдем!

Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем вздором
И все на вкус попробовать должны.

Припев.

Мы не чета филонам и пижонам,
Мы на лентяев смотрим свысока.
И по халатам рваным и прожженным
Мы видим химиков издалека.

Припев.

Подведение итогов и награждение команд.

И.В.КАЧУР,
учитель химии
(г. Талнах, Красноярский край)

Рейтинг@Mail.ru