Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2003

Четвертая глава.
Не все превращения веществ имеют
отношение к химии

Продолжение. Начало см. в № 6, 7, 8/2003

Саша не торопилась домой. Домашнее задание она сделала в школе, и теперь весь вечер был у нее свободен. По дороге она присматривалась к окружающим веществам.
Была оттепель. С крыш свисали капающие сосульки, под ногами хлюпало.
«Вот еще одно превращение, – отметила Саша. – Лед тает и превращается в воду. А когда снова ударит мороз, вода замерзнет и опять превратится в лед».
Дома ее старшая сестра устроила целую мастерскую. Разложив на кухне лыжи, она мазала их парафином, а затем грела старым утюгом.
– Маша, ты химией занимаешься? – спросила ее Саша.
– При чем здесь химия? – удивилась та.
– У тебя же был твердый парафин, а от утюга он стал жидким.
– Ну и что. Это еще не химия.
Саша задумалась: «Разве превращение твердого вещества в жидкое и наоборот – не химическое превращение? А какое?» В кухню зашла мама.
– Маша, убирай, пожалуйста, свое хозяйство. Сейчас будем готовить ужин, – сказала она и пошла к холодильнику.
– Все ясно: белки, жиры, углеводы, – пробормотала Саша.
– И витамины, – добавила Маша.
– А что, витамины – это тоже вещества?
– Конечно.
Подумав, Саша с этим согласилась. Но тут же задала другой вопрос:
– Мама, а почему белки называют белками? Они что, белые?
– Нет, необязательно. Например, красный цвет крови придает белок гемоглобин. Видимо, сначала химики изучали белок куриного яйца, а потом уже нашли другие похожие на него вещества и назвали их так же.
Конечно, Саша много раз видела вареное яйцо и прекрасно знала, что желток желтый, а белок белый.
– А когда варишь яйцо, то, что с ним происходит, – это химия? – спросила она.
– Да. Ведь у сырого яйца белок жидкий и прозрачный, а у вареного – твердый и белый. И желток тоже становится твердым, – ответила мама.
– А Маша сказала, что, когда твердое превращается в жидкое, а жидкое – в твердое, это не химия, – хитро прищурилась Саша.
– Смотря что и как превращается. Например, если охладить воду, она превратится в лед – станет не жидкой, а твердой. Если лед нагреть, то мы опять получим жидкую воду. То же самое происходит с парафином и со многими другими веществами. Но можно сколько угодно охлаждать вареное яйцо, а оно уже никогда не станет жидким. Значит, мы получили новое вещество. А когда из одного вещества получается другое – это, конечно, химия.
– Я поняла! – обрадовалась Саша. – Химия изучает превращения одних веществ в другие.
Мама похвалила ее. Потом увидела, что Маша уже все убрала, и достала из холодильника яйца и молочный пакет.
– Что мы будем делать? – спросила Саша.
– Печь блины. Обычно их делают на молоке и дрожжах, но молоко прокисло, поэтому мы будем замешивать тесто на простокваше.
– Простокваша – это не молоко. Значит, когда молоко скисает, это химия, – уверенно сказала Саша.
– Конечно. Из молока получилось новое вещество – это легко определить и по виду, и по вкусу.
– А сгущенка – это тоже новое вещество? – задала новый вопрос Саша. – У нее ведь тоже другой вид и вкус.
– Нет, чтобы получить сгущенку, из молока просто испаряют часть воды и добавляют сахар. Если ее развести водой, то получится сладкое молоко. Такое же можно получить, добавив сахар в обычное молоко.
Саша подумала, что, если разбавить водой вареную сгущенку, молока уже не получишь. Но ничего не сказала, а стала наблюдать, как мама готовит тесто. Она подозревала, что выпечка блинов как-то связана с химией – ведь из сырых продуктов должно получиться что-то совсем новое.
Мама разбила в кастрюлю яйца, добавила муку, соль и сахар, вылила простоквашу. Затем стала все это перемешивать. Из смеси продуктов получилась желтоватая жидкость. Было ясно, что пока ничего химического не произошло. Но туг мама добавила в смесь немного соды, и стали выделяться пузырьки какого-то газа.
– Простокваша кислая, а под действием кислоты сода превращается в углекислый газ, – сказала мама, заметив Сашин взгляд. – Поэтому блины получатся более пышными.
– А я думала, что углекислый газ выделяется при горении и дыхании, – удивилась Саша.
– И в этих случаях тоже, – согласилась мама. – А вообще-то почти все вещества можно получить несколькими способами.
Когда тесто было готово, мама с Машей стали выпекать блины, а Саша стояла рядом и наблюдала, как бледное жидкое тесто на сковородке превращалось в аппетитный румяный блин.
– Какие здесь превращения? – наконец спросила она маму.
– Их очень много. Например, вещества яйца становятся твердыми. Вещества муки и сахара образуют коричневую корочку. Эти превращения очень сложные, и описать их трудно. Так что ты пока запиши более простые.
– А можно я запищу превращения воды и льда? Правда, это ведь не химия...
– Ну и что. Ведь превращения бывают не только химическими. Если образовалось новое вещество, то говорят о химическом превращении. А те изменения, которые при этом можно заметить, называются химическими явлениями. Если же вещество остается тем же самым, тогда то, что с ним происходит, называется физическим явлением. Ты можешь писать все, что хочешь, но только обязательно отметь, какое это явление: физическое или химическое, – попросила мама.
– А физические явления, наверное, изучает физика, – догадалась Саша. Она открыла свою химическую тетрадь и написала:

Затем немного подумала и продолжила:

Она хотела придумать еще что-нибудь про превращение теста в блин, но тут вдруг погас свет. Одновременно с мамой она выглянула на улицу и увидела, что света нет во всем доме.
– Где-то авария. Или короткое замыкание. Хорошо, что Маша успела снять со сковороды последний блин, – сказала мама. – Придется ужинать при свечах. Но ничего, так даже интереснее.
Мама на ощупь нашла подсвечник, взяла спички и зажгла свечи. И в самом деле получилось очень хорошо. Дрожащие язычки пламени были очень романтичны и напоминали не то день рождения, не то Новый год. И блины были вкусные.

«О чем-то давнем, неземном,
О чем-то близком и родном,
Сгорая, плачут свечи», –

Саша вспомнила строчки из песни, которую они пели под гитару у лесного костра. Вспомнилось лето. Однако назойливая мысль все вертелась в голове, не давая покоя.
– А что происходит, когда горит свеча? – наконец спросила она. – Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?
– Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света, – сказала мама. – В том-то и дело, что большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале.
– Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше, – возразила Саша.
– Правильно, потому что горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.
Ужин закончился, свечи почти догорели, а электричество так и не появилось. Посидев немного в темноте, все решили пораньше лечь спать.
Саша разобрала постель и залезла под одеяло. Но спать еще не хотелось, и она стала фантазировать. В голове сама собой стала складываться новая история о медвежонке Фантике.

На следующий день Сашу так и распирало от желания поделиться с кем-нибудь тем, что она узнала накануне.
– Привет, Макс! – прокричала девочка, встретив приятеля около школы. Она быстро слепила снежок. – Если крикну физическое явление, лови! А если химическое – не лови!
– А что это такое?! – удивленно спросил Максим.
– Сейчас разберешься. «Замерзание воды»! – и Саша бросила комок. Максим, не успев даже подумать, поймал его.
– Правильно! Теперь «горение свечи»!
Мальчик опустил руки, и снежок угодил ему в живот.
– Вот видишь, ты все знаешь! – весело сказала Саша и стала буквально обстреливать своего друга:

– Плавление стекла...
Ржавление железа...
Скисание молока...
Растворение сахара...
Воспламенение спички..
Таяние снега...
Испарение воды...
Растворение соли...
Гниение листвы...
Свечение электролампы...
Горение дров...

Максим безуспешно пытался уворачиваться от летящих снежков или ловить их. В конце концов он запросил о пощаде.
– Давай теперь ты отгадывай загадки, – предложил он.
– Загадки о веществах? – Саша вспомнила о своей просьбе.
– Нет, загадки о веществе. Вещество одно и то же, а свойства у него разные. Вот и думай почему!

«Ну-ка, в горсть ее схвати –
Не удержится в горсти».
«Без рук,
Без ног,
Не мал клочок,
Кверху ползет».
«Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает».

– Да что тут думать! Оно встречается на каждом шагу, – сразу догадалась Саша. – Пошли к нам! Мама угостит нас этим веществом...
Сидя за кухонным столом, Максим и Саша с удовольствием уплетали сладкое печенье с чаем.
– Смотри, – вдруг сказал Максим, – если нагревать разные вещи и вещества на плите, то можно увидеть или физическое, или химическое явление. Давай вставим их в кроссворд!
– Вот ты и вставляй, – Саша немного обиделась, что сама до этого не додумалась. – А я буду составлять свой кроссворд.
Усевшись каждый в свой угол, Саша и Максим принялись за работу. Это оказалось нелегким делом, но уже через час они весело отгадывали кроссворды друг друга.

Кроссворд Максима

Посмотри на рисунки. Изображенное на них можно нагреть на кухонной плите. Если при этом наблюдается физическое явление, слово нужно вписать под четным номером, а если химическое – под нечетным.

Кроссворд Саши

По горизонтали: 4. Что плавится, не превращаясь в другое вещество? 5. Над чем мучился Фантик? 7. К какой науке относится превращение воды в пар? 8. Во что превращается вода при охлаждении? 9. Что образуется при сгорании свечи?
По вертикали: 1. В какое вещество пытался превратить соль Фантик? 2. Какая наука описывает горение свечи? 3. Что можно превратить в лед и в пар? 6. Бывает уксусная ... .

Рейтинг@Mail.ru