Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2003

Ваш профессионализм

Учитель – источник информации

К А К О Й ?
Когда учитель ведет урок, его главная задача – быть понятным и заинтересовать учащихся. Однако его редко волнует, как он выглядит, гармонирует ли его внешность с темой урока. И, конечно, во время урока он, как правило, не контролирует свою осанку, позу, движения, мимику, улыбку и, наконец, свои манеры. Есть смысл обо всем этом поговорить.

Когда учитель приближается к школьному зданию, ученики видят его издалека как фигуру, которая может быть статной, внушительной, но может быть и нелепой, и смешной. С индивидуальности, позволяющей выделить человека из толпы и узнать его, начинается имидж.
Издалека обращают внимание на походку: чеканным шагом идет учитель физкультуры, печатающим – бывший военный, неровным – математик, шаркающая походка присуща пожилым людям, вразвалку – уверенным в себе некультурным молодым людям, степенная – заслуженным учительницам в возрасте, крадущаяся – добровольно берущим на себя охрану порядка и моральных устоев, спотыкающаяся – неуверенным в себе выпускникам педвузов.
Внешний облик дополняет одежда. Соответствует ли одежда современной моде или консервативна, провоцирует ли на противопоставление? Нужно быть очень умным и добрым, чтобы на это закрыть глаза или воспринимать как оригинальность. Классическая одежда никогда не стареет, но она создает невидимый барьер, который, однако, нетрудно преодолеть. Поводом для раздумий химика становится рабочая одежда, необходимая при демонстрации опытов. Она только прикрывает, а не закрывает основной костюм, который от этого сильнее притягивает взгляд. Что нужно сделать, чтобы не расходились полы халата, чтобы он не походил на «робу» и какой для него выбрать цвет?
Цвет одежды вообще играет огромную роль:
коричневый – уютный только зимой, становится нелепым при первом проникшем в окно луче весеннего солнца;
красный концентрирует внимание;
желтый всем хорош – не надоедает и создает оптимистическое настроение;
зеленый успокаивает;
сине-зеленый приятен только «зубрилкам» и создает чувство протеста у остальной массы учеников;
черный, слишком официальный и траурный, заставляет усомниться в жизненной уверенности учителя;
белый утомляет, способствует расширению зрачков;
оранжевый будоражит и провоцирует детей на баловство;
синий – спокойный, серьезный, особенно если он темный, но в светлых тонах – легкомысленный;
фиолетовый говорит о том, что учитель, подобно священнику, стремится быть выше страстей и, подобно артисту, любит смотреть на себя со стороны.
Сочетание цветов значит еще больше.
Но вот учитель подошел к ученикам поближе, и стал виден его облик. Каким учитель кажется ученикам: добродушным, спортивным, суровым, официальным, величественным, надменным, начальственным или властным? А что вы скажете об облике стеснительном, боязливом, растерянном, забитом, подобострастном?
Присмотримся к осанке преподавателя, его умению управлять своим телом. Подтянутость перекликается со спортивным обликом. Начальственность нередко заставляет быть неестественно прямым («аршин проглотил»). А «грудь колесом» хотя и выглядит браво, особенно у мужчины, но дети сразу посмеются над этим.
Затем обратим внимание на фигуру: плечи могут быть приподнятыми или опущенными, если человек сбит с толку, растерян, не знает, что должен знать, он выдает это судорожным подергиванием плеча – вверх и вниз.
Когда учитель говорит, важны не только смысл, но и тон, а также все, что сопровождает речь, – движения рук и особенно кистей.
Выражение лица – важный источник информации. Вот набор выражений для учителя: серьезное, приветливое, временами озабоченное, хитрое, но не сонное, капризное, наивное, глупое, кислое.
Мимика передает конкретные чувства, мысли и должна быть у учителя почти такой же богатой, как у артиста.
Особо следует остановиться на улыбке. Студентов театрального училища обучают десяти видам улыбок, студентов факультетов практической психологии – двадцати, продавцов – только одной: приветливой. А как должен улыбаться учитель? Чему в этом отношении его учили в педвузе? Умеет ли он улыбаться непринужденно, дружески, загадочно и даже озорно, многообещающе, обезоруживающе, иногда грустно или виновато, но не деланно, вымученно, криво, с ухмылкой, коварно, злорадно, уничтожающе, нагло.
Когда человек думает и переживает, он морщит лоб, двигает бровями, перемещает взгляд.
Если взгляд учителя направлен ближе учеников первого ряда, то он явно игнорирует любые мнения, кроме своего собственного.
Когда учитель говорит одновременно для всех и для каждого в отдельности, его взгляд может быть лучезарным, теплым, ласковым, зовущим, поощряющим. Равнодушного к своему предмету и ученикам выдает взгляд безразличный, скучный, тупой, холодный, сонный, пустой.
Из остальных морфологических элементов лица аккомпанируют речи нос, который морщится, движения щек, форма рта, его уголки. Но особенно выразительны жесты – поясняющие, уточняющие, подчеркивающие, дополняющие, призывающие, указывающие. Невыразительные жесты – скупые – противопоказаны для учителя.
В передаче информации от учителя к ученику участвуют в разной степени несколько каналов, по которым могут одновременно идти не один, а несколько информационных потоков: рот, все лицо, кожа, глаза, руки, физический контакт, тело, голова, ноги, речь. Все информационные потоки ученик принимает по своим каналам: глаза, уши, нос, органы осязания (кожа, язык) и вкуса (язык).
На обычном уроке у передающей стороны действует в основном только речь, у стороны принимающей – только слух. Все остальное не используется или используется слабо.
Вот почему ученики стараются исправить этот диссонанс: они разглядывают учителя и то, что его окружает. В роли обучающего они всегда предпочитают сначала человека, потом книгу, затем видеофильм и под конец – наушники.
Вот почему в американской школе уроки-лекции отодвинуты на задний план, а основное внимание уделяют обсуждению прочитанного и увиденного, дискуссии, высказыванию учениками их мнений.
Поэтому на уроке химии опыты нужны не от случая к случаю: они должны занимать основное учебное время, давать ученикам возможность не пассивно наблюдать со стороны, а трогать, нюхать и самим делать.
И наконец, вот почему учитель химии должен быть так похож на артиста, а урок химии – на театр. И театр не традиционный, а современный, когда участниками спектакля становятся и зрители.

Г.Г.ВОРОБЬЕВ,
профессор

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Время Комфорта». Если вы решили приобрести качественные и надежные наушники, то оптимальным решением станет обратиться в интернет - магазин «Время Комфорта». На сайте, расположенном по адресу www.VKomforta.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать наушники, медиа-плееры, планшетные компьютеры и электронные книги по выгодным ценам. В интернет - магазине «Время Комфорта» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.


(Москва)

Рейтинг@Mail.ru