Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2003

в помощь молодому учителю

Проверка и оценка знаний учащихся с использованием технологии уровневой дифференциации

Для объективной оценки знаний и умений учащихся необходимо конкретно решить вопросы:

что проверять,
как проверять,
как оценивать результаты проверки.

Первый вопрос касается требований, относящихся к результатам усвоения программы, которые сформулированы в разделе «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». К этим требованиям относятся:

  • знание теоретического характера (понятия, законы, закономерности, положение теории);
  • знание языка науки;
  • знание важнейших фактов;
  • усвоение информации мировоззренческого характера;
  • приобретение навыков практического характера: уметь пользоваться приборами и реактивами, выполнять задачи качественного экспериментального характера, решать определенные расчетные задачи.

В практике изучения химии используют устную, письменную и экспериментальную проверку знаний и умений.
Текущая проверка проводится при изучении учебной темы, как правило, на каждом уроке.
Поэтапная итоговая (тематическая) проверка осуществляется после изучения темы с целью контроля усвоения всей темы.
Она может быть устной или письменной: устная – это ответы учащихся у доски, письменная – выполнение отдельными учащимися или фронтально проверенных работ. И конечно, вызывает по меньшей мере недоумение стремление администрации отдельных учебных заведений проводить письменные, тематические, проверочные работы внезапно, через неделю, две, а то и через два месяца после изучения темы.
Задания письменных проверочных работ должны быть направлены на проверку и формирование необходимого уровня знаний учебного материала.
Согласно технологии уровневой дифференциации результаты проверки оценивают методом сложения.
Если усвоен обязательный уровень, учащийся получает оценку «зачет» за целый комплекс знаний и умений. «Зачет» приравнивается к оценке «удовлетворительно». Для получения оценок «хорошо» и «отлично» учащийся получает дополнительные задания, сложность которых должна отвечать требованиям образовательных стандартов, но не быть выше их.
Оценка «отлично» ставится за полный правильный ответ на основании изученной темы, при этом возможна одна несущественная ошибка.
Оценка «хорошо» – ответ неполный, например не приведен пример какой-либо из двух реакций, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «неудовлетворительно» – за невыполнение обязательного задания.
При выставлении оценок за полугодие, год принимаю во внимание качество результатов обучения учащихся, а не так называемый средний балл.
Оценка за итоговую контрольную работу может стать корректирующей все предшествующие оценки.

Г.Ф.ИЩЕНКО,
преподаватель химии
профессионального училища № 39
(г. Яровое, Алтайский край)

 

О чем писали газеты 100 лет назад
 

АНГЛИЯ. Если верить последним известиям английских газет, недавно изобретен способ приготовления алюминия вдесятеро дешевле против существующей цены. Это должно обеспечить ему в недалеком будущем громадное количество новых применений, вытекающих из его разнообразных качеств, но невозможных при нынешней его дороговизне. Очевидно, алюминию предстоит блестящая промышленная будущность.

«Nature»

США. Самый большой воздушный шар построен недавно в Сан-Франциско. Шар вмещает 150 000 кубических футов газа и сделан собственно с целью переезда по североамериканскому континенту от океана до материка. В лодке могут помещаться 35 человек. Для наполнения шара будет употребляться водород.

«Нива»

ПЕТЕРБУРГ. Еще никто не мог подозревать, что из черного с дурным запахом каменноугольного дегтя можно было сделать сахар, а между тем теперь из него извлекают вещество, в 200 раз превосходящее сладостью сахар. Из отбросов каменного угля стали извлекать теперь сахарин. Доктору Фальбергу удалось получить из летучих частей каменноугольного дегтя вещество, которое, принадлежа к группе бензойной кислоты, очень сладко и приятно на вкус.

«Петербургский вестник»

 

Материал подготовил П.А.КОШЕЛЬ

Рейтинг@Mail.ru