Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2002

Ваш профессионализм

Когда кончать учиться?

Однажды моя мама-учительница, отправляясь на учительскую конференцию, шутливо сказала:
– Ну, я пошла учиться.
– Мама, – укоризненно сказал ее сын, т. е. я, – как тебе не стыдно! Ведь учатся только дети.

Рис. В.Солдатенко

В мое время действительно учились только дети. Исключением были учителя и врачи, которые имели свои институты усовершенствования. После войны началось массовое увлечение учебой, и, как грибы, стали расти отраслевые институты и курсы повышения квалификации. Причем тон задало «среднее звено». Потом довольно неохотно потянулись руководители (чем более высокие, тем менее охотно), затем – рядовые специалисты. Учили в рамках конкретных должностей, а эти должности занимали не всегда специалисты. Так родился предрассудок, что квалификацию повышают учебой.

Кстати, во время этой учебы в 1970-х гг. стала впервые применяться деловая игра «Профессиограмма». Профессиограммы (модель профессионального характера должности) появились именно тогда – благо, все игроки учебной группы занимали одну и ту же должность. Как иначе можно собрать вместе экспертов типа директора химического предприятия или НИИ?

Учеба взрослых принесла пользу детям. Дети мучились в школе, потом вырастали и не понимали мучений своих детей. Но когда они взрослыми сами садились за парты, то начинали осознавать, как нелепо втискивать лекцию в интервал между звонками, садиться строго лицом к лектору и поднимать руку, если хочешь о чем-то спросить, чувствовать себя тоскливо при виде плохой доски, непишущего мела и грязной тряпки, и они взбунтовались.

Недавно на Западе, а теперь и у нас появились школы непрерывного обучения персонала, использующие все формы обучения. Кончил учиться, поступил на работу, а на работе тебя сразу же включают в учебу. Инициатором такой идеи стали службы персонала предприятий,
которые, отказавшись от бездушного наименования «отделы кадров», стали ориентироваться на личность работника.

Чтобы считаться с особенностями личности и сделать труд работника максимально эффективным, необходим многосторонний подход. На одном личном учете далеко не уедешь. Форм работы с персоналом стало больше, кое-где их число уже превысило 30, и одна из них – непрерывное обучение. Интересно, сколько в вашей школе таких форм? Я имею в виду работу с учителями.

И вот в Англии открывается первый университет для пенсионеров: у них тоже есть информационные запросы. Пример заразителен, и ему последовали другие страны. Так родилась концепция школы трех поколений: молодых, взрослых и людей преклонного или, лучше сказать, «золотого» возраста.

Постепенно оформились шесть направлений обучения. За два из них отвечают органы образования и профессионального обучения, за остальные четыре – службы персонала.

1. Образование: для расширения кругозора и как основа профессионализма. Обязательно полное среднее, можно начальное высшее, чаще всего желательно неполное высшее (бакалавр), но лучше полное и совсем хорошо сверхвысшее, т. е. стать кандидатом наук у нас или доктором у них.
2. Профессиональное обучение (параллельно образованию): чем выше квалификация, тем лучше. Сочетание широкого кругозора и узкой специализации. Об этом подробнее будет рассказано ниже.
3. Сохранение квалификации: знания стареют, поэтому их надо обновлять. Хорошо что-то побыстрее узнать, о чем-то забыть.
4. Переподготовка (переквалификация): меняется общество, меняется его профессиональная структура, меняется значение профессий, исчезают старые, появляются новые. И за этим надо угнаться и вовремя менять профессии.
5. Принудительное расширение кругозора: сменить профессию не так просто, особенно если у тебя небольшой кругозор, поэтому лучше его расширить, а расширив, не дать ему сузиться. Кроме того, сам по себе кругозор не расширяется, делать это надо по принуждению, лучше всего, своему.
6. Повышение квалификации: особенно если есть куда ее повышать, да и прогресс все время поднимает планку.

Как видим, здесь все сводится к двум вещам: кругозору и специализации. Когда-то «дилетант» было вполне респектабельным словом, означающим многознающего, образованного, культурного человека. Тогда и появился постулат: больше знать, чем больше – тем лучше, хорошо бы знать все. И лозунг: учиться, учиться и учиться (хотя этот лозунг можно понимать по-разному).

Последним человеком, который знал все, был Г.В.Лейбниц. С каждым веком знать все становилось труднее. Тогда появилось новое понятие – «узкий специалист», и на дилетанта стали смотреть как на знающего хотя и широко, но не глубоко, и поэтому никчемного человека. В журнале «Новый мир» как-то появилась рецензия на книгу «Хочу все знать». Рецензия называлась «А нужно ли все знать?».

Мое поколение – расцвет, упадок и конец эпохи узких специалистов. Что такое узкий специалист? Тот, кто знает очень много об очень малом, а остальным не интересуется. Если это химик, то он занимается, к примеру, только алкоголятами. Если учитель химии, то подменить учителя биологии не может – на уроках биологии не бывает, с учителем биологии не сотрудничает.

Мы живем в эпоху Т-специалистов (см.: «Химия», 2001, № 17). От того, что не знаем ее, никак не можем приспособиться к ней и почувствовать душевный комфорт. Буква Т означает: горизонтальная палочка – широкий кругозор, вертикальная – узкую специализацию. У кого есть кругозор, тот легче меняет одну узкую специализацию на другую, тем более что рынок труда все более настойчиво этого требует.

Хорошо быть эмиссионным спектроскопистом и исследовать микроэлементы. Лучше знать и то, что ты исследуешь: горные породы, растения... Завтра появится экология в школе. Кто вызовется первым ее преподавать: химик, биолог, географ? Или все трое стыдливо отвернутся и скажут: пусть пришлют эколога. А откуда его взять и кто его будет учить?

У кибернетиков есть термин «тезаурус». В переводе с греческого это означает «богатство», «сокровище». Тезаурус – содержимое информационной системы. Из русских слов более всего здесь подходит одно из значений слова «мир»: мир подростка, мир робота – это и есть тезаурус.

Библиотека – информационная система. Химия как наука – тоже. И человек: он не может существовать без информации, как и без пищи. Постоянно принимает информацию, обрабатывает ее, хранит в своей памяти, извлекает, создает новую информацию и передает другим.

Подчиняясь законам развивающейся системы, тезаурус тоже развивается в глубину и ширину, обновляется. Когда этого не происходит, то он вырождается. Если ученик спрашивает у учителя: «А зачем нам это нужно?» – налицо неразвитый тезаурус. Если учитель во время своей учебы или при чтении этой статьи спрашивает то же самое, это признак вырожденного тезауруса.

Хотя мы живем в эпоху Т-специалистов, узкие специалисты еще нередки среди нас, и некоторые вузы потихоньку их продолжают выпускать. И такие (уже, можно сказать, в кавычках) специалисты просто приходят в отчаяние от своей невостребованности. Они не понимают намеков, а на прямое предложение о переподготовке отвечают если не отказом, то согласием мученика, который вынужден засовывать голову в петлю и ее затягивать. О том, как не стать узким специалистом и не испортить себе жизнь, говорит закон Лемана, определяющий связь между профессиональной активностью работника и его возрастом.

Суть закона сводится к тому, что профессиональная активность обычно быстро растет от 20 до 35 лет, благодаря полученным в школе знаниям, умениям и приобретаемым на работе навыкам. 35 лет – опасный возраст. Именно в этот период решается профессиональная судьба.

Есть на нашей жизненной дороге так называемый «переключатель» (термин кибернетический), который, как стрелка на железной дороге, может направить нас по одному или по другому пути.

По одному пути идут узкие, по другому – Т-специалисты, и они больше никогда друг с другом не встретятся. Узкие специалисты после 35 лет настолько быстро теряют профессиональную активность, что вполне готовы в 45 лет отправиться на пенсию; Т-специалисты почти не теряют ее, а если и теряют, то не раньше 60 лет.

Сколько узкие специалисты в профессиональном отношении недодают обществу по сравнению с Т-специалистами можно увидеть, построив графики их профессиональной активности (см.: «Химия», 2001, № 17).

Как же получаются в наше время те и другие специалисты и что следует предпринять, чтобы взять судьбу в свои руки?

Узкий специалист – тот, кто получил одну из реликтовых специальностей. Если он учился в обычном вузе, то пропускал занятия по непрофилирующим предметам, серьезно посвятив себя будущей конкретной специальности. В идеальном случае вуз заранее знал, кого и для чего готовил, где будущий специалист будет работать и что он будет там делать. В итоге работодатель получал превосходный, по его мнению, «продукт», с которым ничего не надо делать, а только использовать. И тогда название «молодой специалист» в отделе кадров воспринималось как чисто формальное.

Что касается самого молодого специалиста, то главная его черта – полная, непогрешимая уверенность в том, что он знает все, что нужно знать. Внешне это проявляется как снобизм и чувство превосходства по отношению к другим. Такое превосходство и губит человека, вырождает его тезаурус, интеллектуально старит, превращает в консерватора и реакционера, гонителя всего нового, кроме того, что раз и навсегда узнал он.

Как получается Т-специалист? Как правило, он учился в университете, гордость которого не только число факультетов, но и их взаимосвязь, когда на интересную лекцию можно пойти на другой факультет.

Чем отличаются выпускники химического факультета МГУ и «Менделеевки» (с 1992 г. – Российский химико-технологический университет). Кругозор первого более широк, чем второго, он скорее переквалифицируется, но второй – быстрее войдет в профессиональную среду. Оба они проявят себя как снобы по отношению к химикам из других учебных заведений и с неохотой и великим трудом будут тянуть общую лямку с физиками, биологами, геологами.

Но это еще не все. Можно получить узкую специальность, а затем решиться на героический поступок: с дипломом в кармане, где черным по белому указана специальность, отправиться работать совсем по другой специальности. Что с таким человеком будет? Сначала будет очень трудно, он услышит обидные реплики старших товарищей, будет захлебываться, отплевываться и только потом выплывет окончательно. Выйдет на берег, отряхнется, оглянется и задумается: где он очутился и каким стал?

А стал он Т-специалистом, и теперь ему не страшны никакие бури на рынке труда, никакая структурная безработица. У него есть чувство нового, потребность постоянно учиться, интерес к тому, что делается у других, обмениваться опытом и готовность сменить специальность. Как это актуально – всегда оставаться интеллектуально молодым.

Хотите один практический совет, вытекающий из закона Лемана? Недостаточно иметь широкий кругозор – надо суметь его сохранить, не сузить, не превратиться в узкого специалиста. Чтобы этого не случилось, надо планировать свою карьеру, разнообразить биографию. Занимаешься наукой – не сиди на одной теме всю жизнь, имей желание или мужество радикально сменить ее – два-три раза в жизни. Если ты инженер-химик – не сиди на одной технологии, меняй ее за свою карьеру 5–7 раз. Если ты администратор – не сиди на одной должности больше 8 лет, передвигайся, если не вверх, то вбок. Если ты учитель, то меняй все, что удастся: города, школы, предметы – и не бойся, если тебя обзовут «летуном».

Наш словарик

Закон Лемана – закон, статистически связывающий профессиональную активность специалиста с его возрастом; получаемые кривые различны для узких и Т-специалистов.
Переквалификация (переподготовка) – смена специальности (профессии) в соответствии с изменением конъюнктуры рынка труда.
Повышение квалификации – одно из направлений современного обучения, для повышения уровня профессионального мастерства; осуществляется по личной инициативе работника либо в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.
Расширение кругозора – принудительное обучение работника с целью расширить круг его интересов или не дать его сузить, что очень важно для переквалификации.
Сохранение квалификации – обучение с целью обновить профессиональные знания в соответствии с темпами отраслевого прогресса. В среднем по отраслям профессиональные знания работника устаревают наполовину за 6,5 лет.
Т-специалист – сочетающий узкую специализацию и широкий кругозор, благодаря которому он может без существенных моральных издержек поменять профессию, сменить должность. Такое сочетание способствует сохранению молодого интеллектуального возраста и профессиональной активности (закон Лемана). Продолжительное занятие одним и тем же видом профессиональной деятельности углубляет узкую специализацию и сужает кругозор.
Узкая специализация – доскональное знание какого-либо предмета.
Узкий специалист – досконально знающий только один какой-либо предмет. По закону Лемана, при отсутствии широкого кругозора интеллектуальный возраст такого специалиста опережает календарный.
Школа непрерывного обучения – система обучения в рамках единой школы трех поколений, организуемая службой персонала предприятия; включает четыре направления обучения: сохранение квалификации, принудительное расширение кругозора, переквалификацию и повышение квалификации работников.
Школа трех поколений – непрерывная система обучения на протяжении всей жизни человека; три поколения: молодой, зрелый и преклонный возраст.

Г.Г. ВОРОБЬЕВ,
профессор  (Москва)

Рейтинг@Mail.ru