Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №33/2001

Ваш профессионализм

Чрезвычайный разговор с учителем химии

Неприятная новость. Московский институт электроники и математики провел опрос среди школьников о том, стоит ли сократить программы по некоторым предметам и какие предметы вообще ликвидировать. Школьники охотно откликнулись. На первое место под сокращение учебных часов попала физика (23%), на второе – геометрия (20%), потом алгебра (18%), история (17%), химия (16%). Предлагают вообще отказаться от химии 12% учеников, от иностранного языка (или при двух иностранных – от второго), экономики, граждановедения – по 8%, физкультуры – 7%. Таким образом, «врагов» химии насчитывается 28%, т. е. почти треть учеников.

К этому можно отнестись по-разному: не обратить внимания и побыстрее забыть; поахать и подумать, как детей разубедить, или стать на точку зрения школьников – ведь они по-своему правы.

Зададимся вопросом: зачем нужна химия? Для химической карьеры? «Профессий много, и пусть будущие химики учат химию, а я готовлю себя к другому». Тогда химия останется факультативом для желающих.

Нет, средняя школа не должна напрямую готовить к профессии. Для этого существуют профессиональные учебные заведения. Назначение школы (о чем просто не знают школьники и скрывают от них учителя) – дать общее образование, развить, привить культуру, одним словом, заложить жизненный фундамент, на котором можно построить что угодно: карьеру, быт, семью, воспитание детей. В этом фундаменте заложена и химия.

Что нужно ребенку? Полезное для него. Что хочется ребенку (не только ребенку)? Чтобы было интересно. Польза без интереса – занудство. Интерес без пользы – шутовство, поэтому шут тот учитель, который строит урок химии на сплошных фокусах.

Как правило, сначала о химии ученик ничего не знает. Задача учителя: пригласить его в неведомый для него мир и некоторое время пожить в нем. Мир химии – это не формулы, не схемы производственных процессов, не рисунки корешков растений, к которым тянутся разные микроэлементы. Все это будет потом. А пока химия – сама химия, где надо смотреть, делать своими руками и только потом соображать и строить абстракции.

Итак, общее правило: сначала подержать в руках, пощупать, понюхать (то, что можно), потом узнать химическую формулу и скандировать: «Башмаки мои того – пропускают аш-два-о!» И потом – свойства, взаимодействие элементов и их применение. Для тех случаев, когда держать в руках и нюхать нельзя, существуют картинки и поучительные истории.

Академик А.Е.Ферсман назвал стронций «металлом красных огней» – так я узнал об этом металле и питаю к нему самые теплые чувства. Как-то решил спросить знакомых (нехимиков): что они помнят из школьной химии? Один вспомнил, что сероводород пахнет тухлыми яйцами. А тухлые яйца – чем? Другой привел пример рекламы: «Соль с низким содержанием натрия». А высоким – хлора? Третий даже пересказал историю про несчастного студента, который по поручению профессора занимался меркаптаном* и пропах им. По этой причине ему отказали от дома родители той, которую он любил. В отчаянии влюбленный вылил меркаптан на тротуар Унтер-ден-Линден (центральная улица Берлина), и уличное движение было приостановлено на несколько дней.

Можно ли научить плавать, только рассказывая и немного показывая? Можно ли научить языку, пичкая грамматикой и новыми словами? В принципе можно, но это потребует серьезных усилий, и не всякий характер такое выдержит.

Я не случайно упомянул про язык. Та борьба, которая не на жизнь, а на смерть ведется в языкознании, подспудно тлеет в химии. Маленькие дети не знают грамматики и превосходно обучаются языку. Потом, когда они придут в школу, словесник оденет на эти знания грамматическую «рубашку», покажет, что к чему, научит правильно и красиво излагать свои мысли, увеличит словарный запас.

Язык – средство общения, и научиться ему можно только в общении. Значит, изначально обучающегося следует окунуть в языковую стихию, и пусть он барахтается в ней, пока не почувствует себя как рыба в воде. Так думают одни.

Нет, нет и нет – возражают другие. Язык – это настойчивость, воля и зубрежка. Железные правила, которые надо строго соблюдать. И в качестве примера указывают на питомцев Иняза (Институт иностранных языков им. Мориса Тореза), в свое время непременных участников школьных спектаклей, а потом ставших синхронными переводчиками и полиглотами.

Кто здесь прав? Только первые. Потому что вторые – профессиональная элита, люди, чьи способности удачно совпадают с профессиональными требованиями. Они наивно (или коварно) утверждают: тем, чем владеют они, может овладеть каждый, если не будет лениться.

Между прочим, способности каждого совпадают с какими-то профессиональными требованиями. На этом и строится профориентация. Но язык учит не только элита – язык учат все, поэтому и дидактика для всех строится в расчете на разные характеры и должна подходить всем.

Возвратимся к химии, которой тоже следует иметь универсальную дидактику. Пусть вся атмосфера предмета будет пронизана идеей познания, знакомством с одной из сторон удивительного мира. Как приятно расширить свой кругозор, почувствовать, какой ты умный и как много знаешь. Причем знаешь такое, о чем не знают даже дома, и можно об этом рассказать, щедро поделиться удивлением с другими.

«Жить страстями!» – говорят философы. Побольше страстей на уроке химии! Больше удивления и радости познания! Дети хотят, должны возбуждаться и волноваться. Переживать ход химического опыта. С нетерпением заглядывать на следующую страничку учебника.

Вы скажете, что это не по плечу работяге-учителю. Тогда долой работяг! Пусть останутся только увлеченные и способные увлекать других. Вот когда потянутся в недефицитные учителя другие. Как в свое время потянулся академик А.Н.Колмогоров.

Учителю не возбраняется увидеть в ученике будущего химика, убедить его в этом, готовить к будущей карьере. Не возбраняется начать разговаривать с ним на профессиональном языке, но только при индивидуальных консультациях и на занятиях химического кружка. Остальные ученики ни на один момент не должны почувствовать, что им ставят кого-то в пример, тем самым выражая предпочтение. А непредпочтенные – это люди второго сорта, обделенные, покинутые, несчастные.

Несколько слов о химическом кружке. В принципе кружок может быть посвящен только тому, что на уроках не изучается. Но нелепо вести кружок по химии наряду с занятиями по химии. Лучше назвать химический кружок факультативом (как солидно звучит!).

Еще лучше, если возможен выбор параллельного преподавания: нормального по продолжительности, сокращенного или расширенного курса, в зависимости от проявляемого к химии интереса. И совсем хорошо, когда это будет касаться других предметов.

Интереснее станет учиться, когда одни предметы останутся постоянными по объему, объем других предметов ученик сможет выбрать самостоятельно, от третьих предметов ученик сможет вообще отказаться, производя обмен, как меняются почтовыми марками, но общая учебная нагрузка останется единой для всех.

В психологии существует термин «школьный потенциал» – любознательность. Предполагается, что любознательный должен быть отличником, любить школу. Но почему-то уровень школьного потенциала не коррелируется с успеваемостью. Почему?

Г.Г.Воробьев, профессор (Москва)


*Меркаптаны – производные сероводорода, имеют крайне неприятный запах.

Рейтинг@Mail.ru